Развитие транзитного потенциала страны поможет справиться с последствиями мирового кризиса
На фоне финансовых проблем в мире транспортная система страны должна увеличить свой транзитный потенциал и поддержать за счёт этого экономику России, считают участники «круглого стола», прошедшего вчера в комитете Госдумы по транспорту.
«Не использовать имеющийся у России транзитный потенциал в условиях кризиса как минимум неразумно, — считает председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. — Развитие транспортной системы должно стать одним из главных направлений развития экономики».
Поддерживая его точку зрения, министр транспорта Игорь Левитин добавил, что в Стратегии развития транспортной системы России до 2030 года на первый план вынесены как раз задачи по развитию транзитных перевозок. Министр считает, что необходимо быстро принять закон о транзите и внести изменения в закон о железнодорожном транспорте и Устав железнодорожного транспорта, отменить разрешительную систему при транзитных автоперевозках в СНГ. Это поможет привлечь дополнительные грузы.
Более того, министерство выступает за то, чтобы брать плату за транзит не в долларах, а в рублях. Такой переход, подчеркнул Игорь Левитин, «позволит превратить рубль в резервную валюту при торговле услугами, а также будет способствовать формированию геоэкономической стратегии России в сфере транспорта».
Не собирается государство экономить на инфраструктуре и расширяет базу для привлечения финансовых ресурсов. Игорь Левитин сообщил, что в министерстве уже готов проект выпуска инфраструктурных облигаций, средства от которых пойдут на финансирование наиболее значимых транспортных объектов.
А Владимир Якунин в разговоре с корреспондентом «Гудка» напомнил, что правительство заявляло о намерении сохранить все элементы инвестиционной программы РЖД. «Других сведений на этот счёт пока не поступало», — сказал он.
Эксперты оценивают объём торговли между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой в $600 млрд в год. «Мы пока не можем говорить о том, что взяли на железнодорожный транспорт хотя бы один процент этой торговли, — сказал, выступая на „круглом столе“, президент ОАО „РЖД“ Владимир Якунин. — Но это сейчас наша задача, мы думаем над тем, как это сделать». Планы по развитию транзита отражены в «Стратегии-2030». Правда, в условиях кризиса важна её надёжная реализация, заметил глава РЖД.
Он напомнил участникам «круглого стола», что компанию можно рассматривать как инструмент геополитического влияния.
Практически в любом международном визите, который проводят глава государства и другие официальные лица, поднимается тема сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта.
Перечень стран, которые изъявляют желание сотрудничать с РЖД, широк: от Латинской Америки до Юго-Восточной Азии. Это означает, по словам Владимира Якунина, что «позиционирование государством железнодорожной сферы как развитой и надёжной приносит свои результаты».
Так, например, получение в концессию Армянской железной дороги — это не столько экономически, сколько геополитически целесообразный шаг, считает Владимир Якунин. При этом задача компании состоит в том, чтобы, решая геополитические задачи, извлечь ещё и доходы.
Проект по восстановлению участка Хасан — Раджин тоже сыграл свою положительную роль в геополитике.
Подводя итоги встречи, участники «круглого стола» обозначили меры по развитию рынка транзитных перевозок. Среди них необходимость расширить применение инновационных технологий, а также привести в соответствие с целями Стратегии развития транспортной системы законодательную базу.
«Пока мы не приведём в порядок и не сделаем эффективной работу всех структур, которые имеют отношение к вопросу транзита через Россию, не сможем решить главную геополитическую задачу — превратить Россию в связующий элемент между Европой и Азией», — отметил председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, принимавший участие в заседании «круглого стола».
На снимке: Владимир Якунин и Сергей Шишкарев сходятся во взглядах на важное значение РЖД для страны.
Галина Бочарова
«ГУДОК», 25.11.2008