Комитет Государственной Думы по транспорту провел 18 марта выездное заседание в офисе правления ОАО «Российские железные дороги». Предметом обсуждения стали вопросы законодательного обеспечения реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2008-2010 годы.
В думском комитете по транспорту поддерживают стремление РЖД конкурировать на мировом рынке перевозок, развивать в России скоростное железнодорожное сообщение.
Председатель Комитета Сергей Шишкарев в своем выступлении отметил: структурная реформа на железнодорожном транспорте нуждается в дополнительном законодательном обеспечении, включая внесение назревших изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте», в Устав железнодорожного транспорта. Депутаты акцентировали внимание на необходимости рассмотрения и принятия их одновременно. По мнению выступавших, для большей эффективности в дальнейшем законы о железнодорожном транспорте должны рассматриваться и приниматься пакетно.
Напомним, что программой структурной реформы на железнодорожном транспорте реформирование отрасли проводится в три этапа с 2001 по 2010 год. Предусматривается постепенный переход от полностью монопольного и неэффективного состояния железнодорожной отрасли к развитому конкурентному рынку железнодорожных перевозок.
В настоящее время дочерние компании РЖД уже не являются единственными субъектами рынка, хотя компания по-прежнему осуществляет 100% перевозок грузов и пассажиров в дальнем следовании по путям общего пользования. В отдельных сегментах можно констатировать появление реальной конкуренции. В частности, сформировался и динамично развивается рынок услуг по предоставлению подвижного состава. Сегодня в собственности у независимых компаний находится более 300 тысяч вагонов — треть от всего парка. ОАО «РЖД» и его дочерним структурам принадлежит 619 тысяч вагонов.
«В 2003 году в достаточно сжатый срок удалось сформировать законодательную основу для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта в условиях реализации первого и второго этапов структурной реформы», — отметил Сергей Шишкарев.
Он пояснил, что внесение комплексных изменений в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» крайне необходимо для создания предпосылок организации новой структуры отношений, для которых будут созданы более полноценные и совершенные нормативные условия для дальнейшего развития и функционирования железнодорожного транспорта.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин ознакомил парламентариев с инициативами компании по совершенствованию нормативной базы, регулирующей деятельность железных дорог.
В частности, требуется привести ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» в соответствие с требованиями международного права. В Устав железнодорожного транспорта РФ, по мнению главы ОАО «РЖД», должны быть внесены изменения, которые установят необходимую основу для взаимодействия перевозчика и оператора подвижного состава, регламентируют меру ответственности участников перевозочного процесса. Закон должен учитывать современные реалии рынка железнодорожных перевозок и необходимость обеспечения безопасности функционирования железнодорожного транспорта.
Предлагается ряд изменений в ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», которые позволят компании эффективней распоряжаться собственным имуществом. В частности, предлагается сохранить ограничения на оборот имущества, внесенного в уставный капитал ОАО «РЖД», а также на объекты инфраструктуры, имеющие оборонное значение, используемые для специализированных перевозок и выполнения аварийно-восстановительных работ. Остальными объектами имущества компания должна распоряжаться самостоятельно.
Кроме того, Владимир Якунин рассказал о законопроекте «Об общих принципах транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении». Компания предлагает законодательно разделить пригородные пассажирские перевозки на социальные и коммерческие. При этом предусмотреть социальный заказ со стороны как федерального центра, так и регионов.
Президент «Российских железных дорог» обратил также внимание депутатов на необходимость введения гибкого государственного тарифного регулирования.
Коснувшись подготовки сочинской Олимпиады, Владимир Якунин выразил сожаление, что планы по развитию железных дорог на Юге РФ вынесены за рамки сроков по строительству олимпийских объектов. В РЖД уже подсчитали, что в первые и последние дни сочинской Олимпиады 2014 года пассажиропоток превысит 1 млн человек, а нынешние возможности железнодорожников намного скромнее.
Представитель правительства в Государственной Думе Андрей Логинов отметил, что сугубо транспортного законодательства в стране не существует. Вопросы функционирования и развития железных дорог необходимо решать в связке с гражданско-правовыми вопросами, вопросами бюджетного законодательства и тарифного регулирования, технического регулирования. Он призвал депутатов к совместной плодотворной работе, взаимодействию с другими комитетами. «Правительство, Министерство транспорта и Государственная Дума выступают здесь абсолютными единомышленниками, у нас нет разных взглядов на решение транспортных проблем», — подчеркнул Андрей Логинов.
Как отметил в заключительном слове Сергей Шишкарев, к апрелю по итогам выездного заседания Комитета будет выработан согласованный документ о дальнейшей законодательной деятельности в области железнодорожного транспорта. «Документ будет принят и закреплен как руководство к действию», — пообещал Сергей Шишкарев.