В Госдуме началась работа над законопроектом об организации обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом.
Комитет по транспорту нижней палаты парламента на первом же своём заседании обратился в Совет Госдумы с предложением о закреплении за комитетом данного законопроекта. Напомним, законопроект «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» внесён в Думу депутатом IV созыва Петром Рубежанским.
Как пояснил «Гудку» по окончании заседания комитета его председатель Сергей Шишкарев, предполагается, что законопроект приведёт систему управления пригородным железнодорожным пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики. Основной целью законопроекта является формирование правовых условий, обеспечивающих доступ перевозчика на локальные рынки транспортных услуг в любом субъекте РФ и муниципальном образовании. Он направлен на развитие конкуренции перевозчиков как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок.
Но для этого необходимо введение механизмов конкурсного отбора перевозчиков. Конкурсные процедуры в соответствии с законопроектом отдают предпочтение тем перевозчикам, которые в наибольшей степени отвечают общественным интересам — обеспечивают качественное обслуживание населения за умеренную плату. При этом документ разделяет пригородные железнодорожные перевозки на социальные и коммерческие и не допускает осуществление на одном направлении перевозки только коммерческими пригородными поездами. А приоритет осуществления коммерческих перевозок законопроект отдаёт перевозчику, выполняющему социальные перевозки. Сегодня органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулируя таким образом рынок услуг по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Организация транспортного обслуживания населения отнесена к компетенции органов власти этого уровня. Однако их полномочия в данной области федеральным законодательством до сих пор не были определены, и в результате эти правовые акты очень часто опротестовываются как противоречащие принципам свободной конкуренции.
Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук пояснил «Гудку», что данный законопроект наиболее актуален для ОАО «РЖД». Компания осуществляет подавляющую часть пригородных перевозок и испытывает вполне определённые сложности с решением экономических и технических вопросов с местными органами власти. С одной стороны, местные власти распоряжаются финансовыми ресурсами, перечисляемыми им Министерством транспорта Российской Федерации для компенсации в том числе железнодорожных перевозок, а также устанавливают цены на проезд в пригороде. При этом в большинстве регионов возмещение убытков от перевозок пассажиров происходит не в полном объёме. Законодательных норм, обязывающих местные власти решать вопросы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, нет. С другой стороны, ОАО «РЖД» в силу исторически сложившихся факторов не может отказаться от пригородных перевозок по примеру частных перевозчиков. ОАО «РЖД» является компанией, ответственной за социальную стабильность в регионах.
Одним из самых значимых результатов принятия подобного законопроекта должна стать законодательная норма, обязывающая местные органы власти заниматься вопросами поддержания и развития пригородного движения. Однако по мнению директора департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс» Александра Кошкина, документ, над которым началась работа в Думе, возможно, окажется лишним. Региональные власти согласовывают свои действия в отношении перевозок с ОАО «РЖД». А руководство железнодорожным транспортом осуществляется централизованно.
Елена Леонтьева