Комментарий председателя Комитета Государственной Думы РФ по транспорту С. Н. Шишкарева к проекту федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.»
Обсуждение новой редакции действующей ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы» с продлением срока ее действия на 2010-2015 гг. и корректировкой названия («Развитие» вместо «Модернизация») показывает, что дорожно-транспортный комплекс страны находится на переломном рубеже своей истории. По ряду направлений удалось обеспечить существенный прогресс, по другим хотя бы приостановлено падение. Положение в целом еще далеко от удовлетворительного. Однако представленные в проекте предложения по строительству и реконструкции дорожно-транспортных объектов, источникам, формам и механизмам финансирования этих работ позволяют рассчитывать, что отрасль будет в намеченный период развиваться опережающими темпами по сравнению с экономикой в целом и обеспечит надежный плацдарм для экономического и социального укрепления России.
Остановлюсь на двух примерах — автомобильно-дорожная отрасль и воздушное сообщение. За последние 10 лет автомобилизация растет впятеро быстрее, чем дорожная сеть. Неудивительно, что более четверти дорог федерального значения, не говоря уже о городских агломерациях, работает в режиме перегрузки. Усилиями законодателей от фракции «Единая Россия» в последние два года удалось изыскать крупные дополнительные средства для строительства и реконструкции дорог в крупных городах. В 2006 году были выделены бюджетные средства на строительство и реконструкцию дорог в городах-миллионниках — 12 млрд. рублей. По миллиарду на каждый город. В прошлом году 20 млрд. рублей дополнительных ассигнований было направлено на дорожное строительство в областных центрах численностью от 500 тысяч до миллиона жителей. Это огромные средства, однако в масштабах всей страны нам понадобится гораздо больше.
В этой связи хочу поделиться следующими соображениями. Во-первых, если говорить о бюджетном финансировании, принципы, заложенные в Бюджетном кодексе РФ, исключают целевое использование поступлений в бюджет. Применительно к дорожному строительству это означает, что ассигнуемые на него средства никак не связаны с налогами, сборами и акцизами, связанными с деятельностью автотранспорта. Представители автотранспортных и дорожно-строительных предприятий ставят вопрос о возвращении к системе Дорожных фондов, чтобы финансирование строительства, реконструкции, ремонта и обслуживания автодорог было напрямую связано с темпами роста автомобилизации страны. Не ставя под вопрос действующие бюджетные принципы, нам необходимо выстроить систему, которая учитывала бы воздействие на дороги растущего парка все более многочисленных, мощных и тяжелых транспортных средств.
Во-вторых, бюджеты всех уровней, вместе взятых, не в состоянии профинансировать дорожное строительство в желаемых объемах. Поэтому необходимо привлекать частные инвестиции, создавая для них привлекательный климат. В дорожной отрасли эта работа сдерживалась отсутствием базового закона. Теперь он принят («Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…»), и мы можем начать активную работу над законопроектом о платных автомобильных дорогах, который как раз и призван обеспечить условия для прихода частного капитала в отрасль. В проекте ФЦП, кстати, предусматривается расширение форм государственно-частного партнерства, включая механизмы не только концессий, но и лизинга, государственных гарантий, гибкой тарифной политики и другие меры.
Теперь об авиации. В системе транспортных подотраслей это сегодня, к сожалению, одно из наиболее слабых звеньев. С 1992 года количество аэродромов в России уменьшилось более чем в три раза — с 1300 до менее чем 400. И хотя около 70 аэропортов имеют международный статус, на практике используются в этом качестве очень немногие, потому что остальные не соответствуют жестким требованиям ИКАО. Нужно удлинять и укреплять взлетно-посадочные полосы, менять устаревшее аэронавигационное оборудование — как наземное, так и установленное на воздушных судах. На рассмотрении Комитета Госдумы по транспорту находится проект Федерального закона «О государственном регулировании развития аэродромной сети и аэропортов». Он направлен на снятие устаревших ограничений на приватизацию федерального имущества гражданских аэропортов (аэродромов), утративших актуальность и не подкрепленных соответствующим мировым опытом, на решение вопросов, связанных с отчуждением земельных участков и имущества для нужд развития сети аэропортов и аэродромов.
Другое важнейшее направление — обновление парка транспортных средств. Проектом ФЦП предусмотрено приобретение в 2010-2015 гг. за счет всех источников финансирования 749 воздушных судов всех типов. Обеспечить столь масштабные закупки только за счет отечественного производства — которое, к счастью, имеет тенденцию к неуклонному росту — будет нелегко. Поэтому авиационные компании выступают за отмену запретительных пошлин в 40%, установленных на ввоз авиационной техники и запчастей, в том числе тех видов, которые не производятся сегодня в России. По мнению авиаторов, такая мера будет способствовать обновлению флота и обеспечению конкурентоспособности российских авиаперевозчиков. Не предрешая итога рассмотрения этого вопроса, думаю, он заслуживает изучения.
Сегодня проблемами развития транспортно-дорожного комплекса страны в Госдуме занимаются специалисты в рамках вновь созданного отдельного Комитета по транспорту. Это дает нам возможность углубленно, всесторонне и комплексно исследовать поступающие предложения. Ведь проблемы несоответствия транспортной системы страны потребностям в транспортных услугах не являются проблемами развития отдельных видов транспорта, они носят комплексный характер. Надеюсь, что и принимаемые решения окажутся взвешенными и рациональными.