Первыми получить доход от концессий попробуют дорожные строители
Госдума на пленарном заседании приняла во втором чтении законопроект, уточняющий условия заключения концессионных соглашений.
Законопроект «О внесении изменений в федеральный закон „О концессионных соглашениях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» представил председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров. По словам докладчика, законопроект закрепляет право собственности концессионера на продукцию и доходы, получаемые им в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Документ определяет порядок балансового учёта объекта соглашения и начисления амортизации, а также обращения взыскания по долгам концессионера. Кроме того, законопроект устанавливает возможность взимания платы по концессионному соглашению.
В соответствии с документом предполагается возможность передачи концессионеру для исполнения соглашения земельного участка, а также прав пользования участками недр, водным объектом или его частью. Концедент (государство, предоставляющее концессию) вправе принимать на себя часть расходов на создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта. Концедент также вправе предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Условия концессионного соглашения, определённые на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения, не могут быть изменены соглашением сторон, за исключением ряда случаев.
Как пояснил «Гудку» председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев, принятие этих поправок обусловлено быстрым развитием экономических и правовых отношений в России. В момент принятия федерального закона «О концессионных соглашениях» не было достаточно чёткого представления о том, какие формы будут принимать концессии, кто станет участником соответствующих соглашений, на каких принципах будет распределяться между ними доход, полученный в итоге реализации соглашения. Но уже первые попытки применения закона на практике показали, что без решения дополнительных вопросов закон не заработает. Одно из главных изменений — введение возможности участия в концессионном соглашении не одного субъекта, а нескольких. Как в целом Российской Федерации, так и регионов. Это оказалось необходимо в случаях, когда при создании транспортной инфраструктуры затрагиваются интересы регионов, на территории которых создаются соответствующие объекты.
Важна поправка об учёте инвестиций концессионера при установлении цен или тарифов на его продукцию — в тех случаях, когда такие цены или тарифы подлежат регулированию.
Елена Леонтьева, «Гудок», 28.05.2008