На долю местных авиалиний приходится лишь немногим более 1% от общего пассажиропотока. Между тем социально значимыми являются именно местные и дальнемагистральные пассажирские авиаперевозки — между европейской частью страны и регионами Сибири и Дальнего Востока.
Ускоренное развитие авиационного сообщения с районами Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока — необходимое условие социально-экономического развития страны в целом на долгосрочную перспективу. В России с её протяжённостью нет альтернативы воздушным перевозкам. От них зависят гибкость рынка труда, обеспечение социального транспортного заказа населения.
Однако проблема всем известна: высокие цены на билеты. На заседании президиума государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей администрациям этих регионов предложено определить категории граждан и периодичность совершаемых ими перелётов на льготных условиях.
Российские авиаперевозчики не любят слово «льгота». Можно было бы и согласиться с таким подходом. Но с существенными двумя оговорками.
К востоку от Урала в стране почти все субъекты Федерации дотационные. Поэтому любые льготы всё равно пойдут из федерального бюджета. И, наверное, на первом месте должен быть общегосударственный интерес. Определять категории льготников должны, на мой взгляд, в первую очередь федеральные ведомства — Минэкономразвития, Минрегионразвития, Минздравсоцразвития. А российские законодатели готовы рассмотреть и оперативно принять соответствующие бюджетные предложения.
Но если речь идёт о категориях льготников, значит, нет разговора о снижении цен на билеты для всех пассажиров. А, собственно, почему? В среднем 40% цены билета составляет стоимость авиационного керосина, а иногда она достигает и 60%. Необходимо демонополизировать этот сегмент рынка, чтобы снять спекулятивный слой роста цен.
Но в основе его лежит объективная реальность — дороговизна авиакеросина. Одновременно с контролем над ценообразованием необходимо выделить топливную составляющую из цены авиабилета и установить на неё дотацию, выплачивая её непосредственно авиапассажиру. Такой подход позволит сделать дешевле и местные авиаперевозки.
Участники рынка авиаперевозок считают, что, если к 2015 году не принять каких-либо мер, провозная способность действующего парка магистральных самолётов составит лишь около 25% от нынешнего уровня. Такое падение можно предотвратить, считают авиаперевозчики, если освободить от пошлин импорт воздушных судов до 50 мест, поскольку отечественная промышленность в ближайшей перспективе не сможет удовлетворить спрос на такие суда.