Международный симпозиум в «Государственном Клубе»
27 октября, 2007. «Новороссийские вести»
Как воспитать «государевых людей» нового типа? Чем полезен опыт Великобритании и Франции, имеющих вековые традиции взращивания национальной элиты? Об этом 17 октября шла речь в Москве на международном симпозиуме, организованный Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный Клуб».
В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Администрации Президента — помощник Президента РФ Владислав Сурков, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, депутаты Государственной Думы РФ Сергей Шишкарев и Андрей Кокошин, председатель правления колледжа Брайтон лорд Роберт Скидельски и ректор того же колледжа Ричард Кэрнс, бывший посол Великобритании в России сэр Родерик Лайн, ректор Итонского колледжа Эрик Андерсон, ректор Уорвикского университета Найджел Трифт, президент колледжа Люси Кавендиш Кембриджского университета Вероника Сазерленд, президент конкурсного жюри Национальной административной школы Франции Франсуа Овин, бывший руководитель аппарата Европейской комиссии Филипп Пети-Лорен, бывший декан факультета общественных связей Института политических наук Science Po, аудитор министерства финансов Франции Пьер Хейлбронн, ректор Института политических наук Science Po, аудитор министерства финансов Франции Жан-Баптист Николя, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, проректор по учебной работе СПбГУ Илья Дементьев, ректор Национального института «Высшая школа управления» Владимир Нечаев, проректор РГГУ Дмитрий Бак, ректор МИФИ Михаил Стриханов, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, председатель правления «Государственного Клуба» Елена Миськова.
Тема звучала довольно конкретно: «Подготовка кадров для государственной службы в рамках системы элитных высших учебных заведений», однако обсуждение показало, что проблема формирования современного корпуса госслужащих выходит за эти рамки. Уже во вступительном слове председателя Попечительского совета «Государственного Клуба», депутата Госдумы Сергея Шишкарева была обозначена развилка, на которой оказалось государственное руководство страны и научно-преподавательская общественность: воспользоваться ли опытом зарубежных коллег и позаимствовать их проверенные временем методы или искать особый российский путь.
В выступлениях британских и французских участников симпозиума был представлен глубокий, разносторонний и самокритичный обзор систем подготовки государственных служащих, принятых в этих странах. Они весьма разнятся между собой. В Великобритании существуют элитарные частные школы, престижные университеты, выпускники которых составляют цвет британского истэблишмента. Во Франции же будущие управленческие кадры отбираются из числа лучших учащихся разных слоев общества и дальше готовятся в специальных учебных заведениях. По словам сэра Роберта Скидельски, британская традиция подготовки элиты — аристократическая, тогда как французская — республиканская, но при всех особенностях, достоинствах и недостатках есть, тем не менее, принципы и критерии, единые для любой эффективной системы. Именно их — честность, инициативность, патриотизм, умение добиваться результата, умение разговаривать с людьми и убеждать их, умение работать в команде — и должна взять на вооружение новая российская система подготовки управленческих кадров. Выступавшие отметила богатые возможности и традиции российского образования. Однако не всякое наследие прошлого годится нам сегодня.
Когда один из участников дискуссии упомянул Сталина и его своеобразный руководящий стиль, прозвучало возражение Владислава Суркова: «Задача нашего общества состоит в том, чтобы без Сталина жить. Мы к этому идем, и идем довольно успешно».
Со словом «элита» надо обращаться осторожно, особенно людям, имеющим отношение к публичной политике, — сказал он. — Но выпускники Итона, Оксфорда, Кембриджа при любой политкорректности имеют отношение к руководству. К сожалению, сегодня в России нет такого учебного заведения, высшей школы, при упоминании выпускников которых мы могли бы сказать: да, этот парень или девушка предназначены судьбой для служения своей стране на самом высоком посту.
Эфемерное благополучие, рост цен на нефть многих расслабляет, успокаивает. Это очень опасно. Если сейчас, пользуясь неплохой рыночной конъюнктурой, мы не успеем создать систему, которая позволит воспроизводить умных, энергичных, конкурентоспособных людей, которые и без нефти проживут своей головой, нашу страну ждет печальное будущее. Чтобы оно не наступило, мы пытаемся сейчас с переменным успехом приблизиться к решению этой задачи.
Я сам не проходил какой-то специальной подготовки к государственной службе, — продолжал Владислав Сурков. — Мне ближе подход Эрика Андерсона: говорить об элите в широком смысле, в науке, технике, искусстве, чтобы людей, которые поступают в престижные вузы, готовили для разных сфер общественной жизни.
В России роль госаппарата традиционно высока. А вот бизнесменов, например, в нашей стране катастрофически мало. Сегодня перед Россией стоит задача создать не просто хорошее чиновничество, но и весь ведущий слой общества, заново построить нацию. Нам нужны не только хорошие чиновники, но и хорошие изобретатели, художники, бизнесмены. Чтобы чиновник шел на службу не потому, что там взятки большие, и чтобы он был конкурентоспособен со своими коллегами за рубежом. Чтобы политик отвечал за свои слова. Чтобы молодежь не уезжала из нашей страны. Чтобы бизнес был открытым, транснациональным, но все же ощущал свою принадлежность к России. Элитные вузы должны готовить лидеров, которые сформируют национальную сборную страны, умеющую действовать вместе на благо России. И вся эта команда должна сложиться не потому, что начальник приказал, а в силу собственной внутренней убежденности каждого.
Отсюда и развитие демократических институтов, и способность создать инновационную экономику, о которой мы много говорим, не совсем понимая предмет.
Важно воспитать чиновника, который умеет говорить с людьми. Не знаю, почему мы не приглашаем зарубежных преподавателей в вузы. Трудно учиться без пересадки живого опыта. Да, у российской культуры есть свои особенности. Но культура — это еще и искусство коммуникации. Умение разговаривать и умение убеждать.
Нас критикуют, что мы медленно развиваем демократические институты. Но вот в Великобритании еще в 1911 году был принят Акт о парламенте, который упразднял палату лордов. У нас бы туда давно уже пришли бы революционные матросы. Однако прошел почти век, и палата, в которой заседает наш уважаемый лорд Роберт Скидельски, все еще существует и успела принять немало законов для улучшения своей работы. Вот эта плавность, неспешность англичан говорит о том, что в их обществе больше развита культура диалога. Нам нужно учиться вот этим долгосрочным и бережным усилиям по реформированию общества, — закончил Владислав Сурков.
Завершая встречу, участники симпозиума выразили Фонду «Государственный Клуб», председателю его попечительского совета Сергею Шишкареву благодарность за организацию очень интересного и полезного разговора и договорились продолжить начатую дискуссию.