18-19 сентября в Хабаровске работал II Дальневосточный международный экономический форум. Он проходил под эгидой Государственной Думы, политической партии «Единая Россия», при участии межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье», межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское Соглашение», правительства Хабаровского края, при официальной поддержке правительства России и Российской академии наук.
О некоторых аспектах состоявшейся дискуссии рассказывает сопредседатель форума, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев.
Нынешний форум в Хабаровске приобретает особое звучание, если за точку отсчета брать совещание 2000 года, которое Владимир Путин, только что начавший свой первый президентский срок, проводил в Благовещенске. Владимир Владимирович объяснял тогда важность разговора о перспективах Дальнего Востока и Забайкалья без обиняков: «Если в ближайшее время мы не предпримем реальных усилий, то тогда даже исконно русское население через несколько десятилетий будет говорить в основном на японском, китайском, корейском языках… По сути, речь идет о существовании региона как неотрывной части России» (цитирую по сайту Kremlin. Ru). А регион этот, ни много ни мало, — 40 процентов нашей страны.
Участники международного экономического форума семь лет спустя рассуждали на сугубо экономические темы, но проблема, обозначенная президентом, держалась в уме постоянно — шла ли речь об импорте рабочей силы из перенаселенного Китая или о маршрутах Евроазиатских транзитных коридоров. Путь экстенсивного развития Дальнего Востока, основанный на использовании дешевой привозной рабочей силы, для нас неприемлем: он консервирует отсталость региона. И президент Владимир Путин, и лидер нашей партии Борис Грызлов ставят вопрос по-другому: Восток России на мировом рынке должен быть представлен инновациями. По сути, пресловутую «китайскую угрозу» создаём мы сами, сохраняя ущербную экономическую модель. И это при том, что у нас на Дальнем Востоке есть огромное преимущество — как перед КНР, так и перед другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это наука и технологии, это квалифицированные исследовательские кадры. Не лес-кругляк, а уникальную наукоёмкую продукцию мы предложим растущим рынкам АТР. Неквалифицированная привозная рабсила потеряет своё нынешнее несоразмерное значение.
Исключительную роль в усилении российского влияния в этой части планеты сыграет и новая транспортная политика. Её особенности участники форума обсуждали на заседании круглого стола «Транспортная система востока России: проблемы, задачи и перспективы».
Географические выгоды нашего положения между Европой и Тихим океаном очевидны. Однако их еще надо реализовать. Пока, увы, нам похвастаться в этой области нечем. Объем транзитных контейнерных перевозок по Транссибу в 2006 году снизился на 67%. С целью компенсации потерь в начале текущего года были резко снижены тарифы на перевозку контейнеров — на 30%. Но для решительного рывка нужно определиться с приоритетами.
В области структурной перестройки транспортного комплекса необходимо ускорить принятие Концепции развития транспортной системы Российской Федерации до 2015 года. Увеличить в федеральном бюджете для дальневосточных регионов объем финансирования на реализацию подпрограмм федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Разработать систему налоговых льгот и преференций, стимулирующих притоки инвестиций в транспортную сферу в Восточной Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке.
Важнейшее значение приобретает развитие дальневосточных морских портов.
Промышленно-транспортный узел Ванино — Советская Гавань является главным транзитным центром доставки грузов в северные районы Дальнего Востока и на Сахалин, имеет прямой выход на две железнодорожные магистрали — Транссибирскую и Байкало-Амурскую, здесь осуществляются экспортно-импортные перевозки в Японию, Австралию, США, Корею, Китай и другие страны. Поэтому реконструкция железнодорожной ветки Комсомольск-на-Амуре — Ванино — Советская Гавань со строительством Кузнецовского тоннеля, а также строительство в этом направлении современной автомобильной дороги, приобретает жизненно важное значение для всего Дальневосточного округа. Очень важно, что развитие этого маршрута снизит издержки логистики по Транссибу.
Морские порты Хабаровского края получат мощный импульс к развитию за счет транзита китайских товаров в Японию, Южную Корею, США. Для этого нужен новый международный транспортный коридор, центральным объектом которого станет постоянный грузопассажирский пограничный пункт пропуска «Хабаровск (о. Большой Уссурийский) — Фунань» (КНР).
Это лишь немногое из того, что обсуждалось на форуме, но ясно, что семь лет после выступления президента в Благовещенске мы использовали не зря. Проблемы остаются, но это уже проблемы качества, глубины перемен. Новый Дальний Восток не только будет российским, он ещё поведёт за собой всю страну.