«Внешнеполитические приоритеты нации не изменились — сообщил 14 марта во время телевизионного эфира президент Украины Виктор Ющенко. — Они закреплены в Конституции и в законе об основах обороны и политики безопасности». Президент выразил удивление комментариями министра финансов Украины Николая Азарова относительно размещения систем ПРО. «Этот человек не имеет компетенции в данном вопросе, чтобы его комментировать», — подчеркнул Виктор Ющенко. «После изменений в Конституцию некоторые силы стараются влиять на эту сферу, не имея соответствующих полномочий — добавил президент — От этого возникает очень много соблазнов, руководствуясь изменениями в Конституцию и не имея их законодательной имплементации относительно инструментов, механизмов». «Когда страны, в которых размещают ПРО еще ответ не дали, Украина спешит дать ответ. Для чего это? Знаете, это интрижка, которая не говорит в пользу упроченного внешнеполитического курса», — заключил президент.
Сам Виктор Ющенко считает, что «размещение элементов системы противоракетной обороны на территории Польши и Чехии — это право государства и народа развивать свою оборонную политику». А Украина должна понимать всю логику действий соседей, причем, лично он, президент, является сторонником коллективной модели безопасности модели.
Полемика развернулась в момент пребывания в Киеве группы американских экспертов по вопросам противоракетной обороны во главе с директором Агентства по противоракетной обороне США Генри Оберингом. Одной из главных целей его визита было разъяснение того, что элементы ПРО не несут никакой угрозы России и у США нет никаких планов разместить аналогичные системы на территории Украины и в Закавказье. «Речь идет всего лишь о десятке ракет-перехватчиков. Они не будут иметь никакого влияния на сотни и тысячи боеголовок, которые имеет Россия. Элементы нашей ПРО в Польше и Чехии будут размещены таким образом и в таких местах, что попросту не смогут угрожать России», — заявил на пресс-конференции американский генерал.
«Мы не обращались ни к Украине, ни к другим государствам о размещении элементов противоракетной обороны. Говорили только с Польшей и Чехией», — заверил Оберинг, указав, что эксперты отметили только две страны, где оптимально было бы разместить системы ПРО для противодействия возможной ракетной угрозе. И хотя «были некоторые беспокойства в связи с тем, что на территорию могут упасть обломки ракет» — продолжил Оберинг, об этом можно не волноваться. «Во время перехвата практически все уничтожается в воздухе, подчеркнул он. — Наши подсчеты свидетельствуют: вероятность угрозы здоровью и жизни людей — от одной тысячной до одной миллионной».
Группа противников вступления Украины в НАТО пыталась сорвать пресс-конференцию Оберинга. Несколько человек проникли в зал и стали выкрикивать «Янки гоу хоум», а также пытались развернуть антинатовский плакат. Судя по всему, американская делегация отнеслась к инциденту с пониманием.
А между тем, очередной всплеск антиамериканских эмоций в Киеве вполне объясним. Украина до сих пор не выработала четкую собственную позицию по вопросу размещения американской ПРО в Восточной Европе, отмечает «Prognosis.Ru». Даже МИД Украины 27 января назвал американскую инициативу «дополнительным элементом борьбы против проявлений терроризма», а уже 13 марта заявил, что официальная позиция Украины по этому вопросу может быть сформулирована только после проведения детальных переговоров и получения всей необходимой информации. И хотя Виктор Ющенко несколько раз выступал с заявлениями о том, что «расширение оборонного компонента безопасной политики — это направление, которое отвечает интересам европейской коллективной безопасности», все же, на фоне более сдержанных выступлений премьер-министра Виктора Януковича, слова президента звучали как мнение одного из лидеров страны, а не государства.
Нет единого мнения по этой проблеме и в украинском экспертном сообществе. «Украина имеет значительный интерес в вопросе создания систем ПРО в Европе и просто обязана включиться в «клуб по ПРОтиворакетным интересам», — пишет в газете «Дело» эксперт украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь. Кроме очевидного вопроса обеспечения национальной безопасности (то есть определения возможных угроз от американской ПРО в Европе), Украина может принять участие в обсуждении и более практических аспектов, считает он. Среди них — применение разработанных Украиной ракетоносителей в качестве целей для отработки эффективности систем американской или европейской ПРО. Их запуск можно проводить с плавучей платформы Sea Launch.
Также ряд украинских предприятий может быть вовлечен в создание различных составляющих систем ПРО. И, наконец, — использование потенциала станций раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Мукачево и Севастополе, которые пока использует в своих интересах Россия. Эти станции, по мнению эксперта, потенциально могли бы стать связующим звеном между США/Европой и Россией в создании объединенной системы ПРО. Ведь они фактически могли бы обеспечить то направление, в котором будет строиться радар в Чехии.
Отличную точку зрения в интервью газете «Дело» высказал кандидат военных наук, полковник в отставке Александр Маначинский. По его мнению, проект американцев может нести реальные угрозы национальной безопасности Украины. «Утверждения некоторых политиков о том, что Украина сможет что-то получить от США за поддержку ПРО — миф. Первый и главный вопрос, которым нужно задаться Украине: над какой территорией будут сбивать ракеты? Информации от США по этому поводу нет, она секретна. Но специалисты знают, что из-за неточности наведения ракеты могут поразить объекты на территории Украины. Ракеты могут быть перехвачены средствами противоракетной обороны также над нашей территорией, с не менее негативными последствиями. Одним из наиболее эффективных способов уничтожения стратегической ракеты является ее перехват на восходящей траектории. А ближайшая точка размещения таких ракет находится в Калужской области РФ. Посмотрите на карту мира, какой смысл Северной Корее или Ирану стрелять в направлении Польши или Чехии, для того чтобы поразить цели в США» — заявил эксперт.
«Наши власти должны четко понимать, что если что-то строится, то против кого-то — продолжил Маначинский. — Аргументы об упомянутых странах „Оси зла“ — это тоже миф. Вашингтон объявил о своем искреннем желании спасти Европу от иранских ракет, которые просто не долетят до нее. И развернуть на территории Польши и Чехии систему противоракетной обороны. Москва приняла вызов и заявила о готовности ответить асимметрично — или симметрично, что, на взгляд неспециалиста в области вооружений, то же самое. Кстати, Владимир Путин на мюнхенской конференции 10 февраля вполне внятно объяснил, против какого „Ирана“ Штаты будут размещать американскую противоракетную систему. Руководство НАТО понимает истинные намерения США, прогнозируя, что введение в действие ПРО в Европе нанесет удар по отношениям между участниками Альянса. Ведь ПРО будет развернута не в Германии, а в странах бывшего соцлагеря. Не нужно быть супераналитиком, чтобы догадаться, против кого идет игра», отмечает эксперт.
Маначинский также подчеркивает, что законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» одной из угроз нацбезопасности Украины в военной сфере и сфере безопасности государственной границы определено наращивание другими государствами близ границ страны группировок войск и вооружений, которые нарушают сложившееся соотношение сил. «Как еще в таком случае понимать намерения США относительно Польши и Чехии? Еще, в случае поддержки Украиной этого проекта, резко ухудшаться отношения с Россией. А энергетическая безопасность Украины зависит от Москвы, а не от Вашингтона. Из этого нужно выходить в первую очередь — указывает эксперт. — Кроме того, в наших Вооруженных силах все вооружение советского образца, и запчасти, и комплектующие мы получаем не из Чикаго, а с Ульяновска».
«Польша и Чехия рассчитывают на политические и финансовые преференции со стороны союзников по НАТО. В частности, Варшава попросила у США „в одном пакете“ отмены виз для польских граждан, увеличения помощи на модернизацию армии. Кроме того, поляки требуют дополнительных гарантий безопасности: к примеру, укрепить польские ПВО американскими ракетами „Пэтриот“ PAC-3, способными уничтожать оперативно-тактические ракеты, и заключить договор о двустороннем военном сотрудничестве. Забыв официальную версию „иранской угрозы“, премьер-министр Польши Ярослав Качиньский провозгласил: размещение на территории его страны американской базы ПРО обезопасит Варшаву от России. Как-то все в обычную логику не вписывается. Блеф сплошной» — заключает Маначинский.
«Консультации по вопросам, связанным с размещением в Восточной Европе систем американской ПРО, которые состоялись в Секретариате президента Украины, ставят новую задачу перед российской внешней политикой, — такое мнение высказал депутат российской Госдумы Сергей Шишкарев. По его словам, легко заметить, что все политики, представлявшие украинскую сторону на консультациях (руководство Совета национальной безопасности и обороны, Секретариата Президента, Генерального Штаба и министерства обороны), входят в окружение Виктора Ющенко. В то же время, согласно данным социологических опросов, 79% украинских граждан не поддерживает появление американской ПРО в Европе. Тем не менее, соратники президента Украины явно стремятся вопреки воле общества втянуть страну в реализацию этой программы.
«Очевидно, что такого рода соглашения, если они будут заключены за спиной украинского общества, неизбежно вызовут его возмущение», — констатирует Шишкарев. Однако примет ли это возмущение масштабы и форму, которые заставят украинскую политическую верхушку отказаться от участия в проекте? А ведь после президентских выборов (особенно в случае если парламентские выборы пройдут досрочно) некоторые украинские политики получат возможность еще меньше считаться с общественным мнением. Пример Болгарии, оказавшейся в НАТО вопреки воле большинства граждан страны, в данном случае чрезвычайно показателен.
В такой ситуации, убежден депутат, российская внешняя политика не может рассчитывать исключительно на «сознательность» украинского общества. Необходимо, чтобы украинские элиты понимали выгоду тесного сотрудничества с Россией или опасались бы, что разрыв партнерских отношений вызовет массовый протест. Важно, чтобы в украинском обществе нашлись силы, способные остановить опасную деятельность «оранжевых». Для этого, считает Сергей Шишкарев, России нужны соответствующие инструменты влияния, как на поведение элит, так и на массовое сознание за рубежом. Но, к сожалению, по его мнению, в этом отношении Россия до сих пор существенно уступает США.
Возможно, урегулировать проблему удастся в ходе предстоящего визита президента Виктора Ющенко в Россию, который состоится не ранее 25 числа, пишет газета «Дело». Основная тема переговоров — переподписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией, сообщил глава парламентского комитета по иностранным делам Виталий Шибко. Как сказали в Секретариате президента, Украина также заинтересована в обсуждении трех актуальных экономических вопросов. Прежде всего, это функционирование свободной торговли без исключений и ограничений между двумя странами. Во-вторых, развитие торговых отношений без влияния политики. И третья позиция — тема стоимости энергоресурсов. «Цифр пока нет. Мы только начали дискуссию», — сказал руководитель главной службы Секретариата Александр Шлапак.
Предложения украинской стороны по этим вопросам войдут в проект «Плана действий Украина — Россия на 2007-2008 годы», о необходимости подписания которого ранее заявлял Ющенко. Россия, со своей стороны, по словам директора Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслава Игрунова, будет добиваться предоставления гарантий транспортировки газа и участия в приватизации украинских облгазов. Как уточнил советник-посланник посольства РФ в Украине Всеволод Лоскутов, в российском проекте много места уделяется сотрудничеству в сфере энергоресурсов, обоюдному упрощению процедуры привлечения инвестиций, а также пограничным вопросам.
В то же время, по информации, предоставленной источником в российском посольстве, Кремль все же волнует тема возможного размещения на территории Украины систем ПРО, и это может повлиять на развитие двусторонних отношений и переподписание Большого договора о дружбе и сотрудничестве.
Однако, Оберинг заверил, что в планах американцев нет намерения разместить на территории Украины системы ПРО. Означает ли это, что и никаких условий Киеву Москвой выдвинуто не будет? Или все-таки Кремль каким-то образом попытается убедить Ющенко в том, что так рьяно приветствовать американские военные планы в Европе не следует?
Прокомментировать ситуацию МиК попросил Владимира Жарихина, заместителя директора Института стран СНГ:
— Ну, во-первых, Оберинг сказал, что в Украине никакие системы ПРО они не собираются размещать, а если нет, то и обсуждать этот вопрос с Россией не придется. Но, с другой стороны, украинские национал-атлантисты — а упавший из рук Тарасюка национал-атлантический флаг подхватил сегодня сам президент Украины — как всегда, бегут впереди паровоза. Они уже лоб разбили о закрытую дверь Европейского союза, они уже в Феодосии получили все, что им причитается, за свое негасимое стремление в НАТО. И теперь они обсуждают то, что американцы еще даже не планировали.
Поэтому относиться к этой ситуации надо так, что, к сожалению, у Украины — одного из крупнейших европейских государств — нет консолидированной внешней политики, просто нет. Есть внешняя политика лично Ющенко, есть внешняя политика лично Януковича. Есть внешняя политика лично Тимошенко. И есть внешняя политика лично госпожи Витренко, которая от них сильно отличается. Но, к сожалению, внешней политики у Украины, как таковой, сегодня нет. Как, впрочем, и внутренней. Как говорится, нет у революции начала, нет у революции конца. И революция в стране как началась, так никак и не закончится. Что, конечно, не здорово.
— Ну, а все-таки, Россия каким-то образом может аккуратно подкорректировать этот процесс?
Вы знаете, есть такие легенды, которые у нас выходят из моды, но по отдельным странам СНГ до сих пор бродят. Одной из таких фундаментальных легенд являются имперские амбиции России. И на этом фоне украинцы очень часто, когда с ними общаешься, спрашивают: «А что это от вас никаких предложений по интеграции нет?» И когда им отвечаешь: «Ребята, а никаких и не будет. И мы в России вообще-то посчитали, что мы и одни проживем. Но, если от вас будут выгодные предложения, мы их рассмотрим», они в это просто не верят. И этому кстати, соответствует изменение того, что называется прагматическим отношением. А изменение настроений и политической элиты, и соцопросы показывают, что это изменение отношения и населения в целом.
Поэтому считать, что Россия будет кого-то упрашивать, уговаривать: давайте к нам, давайте интегрироваться, просто не правильно. Россия хочет от них приличного поведения. То есть, если ты живешь рядом с Россией, то желательно не вступать в организации, которые с Россией конкурируют. Я не говорю: борются или воюют, а говорю — конкурируют. В экономической области это ЕС, а в военно-стратегической — НАТО.
Источник — ИА МиК, 16.03.2007