Со времен европейского Средневековья существует представление о том, что университет — это прообраз государства, которое правильно устроено и обеспечивает благополучие и процветание своих граждан. Образовательное пространство формирует единую нацию, потому что именно образование ответственно за сохранность и развитие языка, культуры, формирование общих целей и мировоззренческих установок.
С 2003 года Россия активно включилась в Болонский процесс – европейскую образовательную интеграцию. 29 стран Европы пытаются создать единую и прозрачную систему движения дипломов и специалистов, а также контроля над качеством высшего образования. Но кроме этих «технических» задач, есть и более высокие цели – стандартизация образовательного фундамента для дальнейшего развития наций континента, а тем самым и для построения общего дома, в котором предстоит жить и достигать взаимопонимания будущим поколениям европейцев.
Россия сделала выбор в пользу присоединения к Болонскому процессу. Это выбор сильного, независимого государства, которое осознает и отстаивает свои интересы, стремясь к плодотворным и разносторонним отношениям с миром. Но Россия не менее заинтересована и в укреплении собственного дома – образовательного целого внутри страны и на постсоветском пространстве. Это пространство естественно тяготеет к полюсу русской культуры.
В советское время авторы учебников по географии не могли обойтись без подсчетов, сколько «Люксембургов» или «Бельгий» может поместиться на площади Курской области или Ханты-Мансийского АО. Сейчас так уже не пишут, но мы и сегодня должны учитывать территориальные масштабы и многообразие России при создании объединяющей нацию идеологии или размышляя о будущем евразийского мира.
Если Европа так озабочена образовательной интеграцией, то для нас это и вовсе задача первостепенной важности. А образовательная интеграция в рамках СНГ – это вопрос национальной безопасности. Мы должны быть окружены соседями, которые признают общность наших исторических судеб, заинтересованы в том, чтобы также свободно говорить и общаться на русском языке, как это делали предыдущие поколения.
Получается, что в воспитании современной российской молодежи мы должны решать триединую задачу. Молодые граждане России должны с гордостью осознавать себя частью самостоятельной и единой нации, но при этом быть настоящими европейцами, открытыми всему миру, а также чувствовать свою ответственность за процессы и уровень взаимопонимания на постсоветском политическом и социальном пространстве. Непростая задача!
Но у нас есть человеческий потенциал и наработанные десятилетиями способы ее решения. И лежат они в образовательной плоскости. Это, в первую очередь укрепление роли и значимости русского языка и культуры. Любой добросовестный и любящий свое дело учитель литературы скажет, что классическая литература, в особенности русская классика, дает детям не знание как таковое, а социальный опыт. Без него человек не может вырасти полноценной личностью, стать патриотом своей страны. Русский язык и русская культура – это несущие конструкции для национального единства внутри огромной страны и за ее пределами. Только с этой платформы Россия может экспортировать свои образовательные стандарты.
Важно, чтобы «от Москвы до самых до окраин» люди ощущали себя гражданами единой страны, стремились к общим целям. Конечно, национальное единство не соберешь как паззл в виде карты необъятной Родины. Сегодня для этой головоломки, к сожалению, не хватает многих деталей. Необходимо искать новые интеграционные модели, исходя из новых экономических и политических реалий в разных областях и республиках, на том же Северном Кавказе, например.
Но важно понять, что основа для этого прежняя – образование. Необходимо, чтобы, юноша или девушка из любой российской глубинки или национальной республики знали, что, окончив школу и поступив в институт, они получают возможность для профессионального и социального роста в любом уголке страны. А ребята из Белоруссии или Казахстана должны быть уверены в том, что, обучаясь в России или филиалах российских вузов на территории их стран, они становятся специалистами международного класса.
Вне единого образовательного пространства невозможно достичь роста социальной мобильности населения. Социальная мобильность – это не просто перемещение от места к месту, это перемещение «от должности к должности» в целях достижения профессионального роста, большей самостоятельности, значимости, материального достатка. Но человек может свободно перемещаться только в едином гуманитарном пространстве, в котором нет непреодолимых преград для профессионального и человеческого понимания. Кроме того, условие социальной мобильности — способность учиться всю жизнь.
Итак, самый важный фактор единства, построенного на образовании – это фактор единой культуры. Чтобы мы могли по-прежнему с гордостью говорить о нашей принадлежности к русской культуре, мы должны признать особую общественную и индивидуальную значимость образования. Завоевание нескольких поколений граждан России – это своего рода элитарность нашей высшей школы, понимаемая как исключительность не по стоимости, а по доступному всем качеству и заложенным в ее основание идеалам. М.Монтень предупреждал об опасности понимания образования как всезнайства: «Мы трудимся лишь над тем, чтобы заполнить свою память, оставляя разум и совесть праздными». Так вот российское высшее образование никогда не было только системой по упражнению памяти. Оно обладало самостоятельной и высшей ценностью в русской культуре. Мы обязаны восстановить его в этом статусе, если хотим быть сильной, независимой и уважаемой в мире нацией.
Сергей Шишкарев, депутат Государственной Думы («Единая Россия»), основатель Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный Клуб»