Новые правила уплаты земельного налога разогрели аппетиты муниципальных властей: граждан ожидают неприятные сюрпризы
Раньше муниципальные власти не рассматривали садово-огородные участки в качестве серьезного источника пополнения своих бюджетов. Теперь же земельный налог становится основной доходной статьей. Поэтому неудивительно, что на местах не смогли побороть желания установить максимальную ставку налога.
Когда было объявлено о том, что земельный налог с 2006 года предстоит платить по-новому, подвоха никто не ждал. Однако, когда владельцы участков занялись подсчетами, результат многих шокировал. Выясняется, что кое-где платить придется в 5-10, а то и в 100 раз больше, чем раньше. Например, если за шесть соток причиталось 300 рублей в год, то теперь могут начислить все 30 тысяч. Дело в том, что ставку налога в процентах муниципалитеты могут устанавливать в определенных рамках, и проценты эти вроде бы невелики. Но фокус в другом — абсолютная сумма налога к уплате рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли, к установлению которой имеют прямое отношение губернские власти. А поскольку земельный налог теперь полностью будет поступать в местные бюджеты, то у регионов возникло сильное желание «взять кассу».
Неудивительно, что больше всех волнуются жители Подмосковья с его дорогой землей. Уведомления об уплате налога получили не все, и потому дело обрастает самыми невероятными слухами. Среди селян и дачевладельцев началась настоящая паника, заговорили о возможном повторении народных бунтов, вроде тех, что были вызваны знаменитой монетизацией льгот. Губернатор области Борис Громов настоятельно рекомендовал районным начальникам отсрочить сбор платежей до 1 ноября. И, похоже, интуиция его не подвела: в Госдуме собираются вернуться к вопросу о земельном налоге.
Положение губернаторское Законодатель определил, что муниципалитеты могут установить налог в размере, не превышающем 0,3 процента от кадастровой стоимости земли для сельскохозяйственных земель и участков под жилым фондом и 1,5 процента для прочих категорий. В большинстве регионов кадастровая стоимость сильно различается в зависимости от категории земли. Получается так, что во многих случаях больше всего придется платить именно физическим лицам, душить лишним налогом своих агропроизводителей желающих немного. Есть регионы, где ставка одинакова для тех и других. Например, в Горно-Алтайске земельный налог установлен на уровне 0,3 процента как для земель сельскохозяйственного назначения, так и для участков, занятых жилыми постройками. По максимальной ставке будут платить и владельцы садово-огородных участков. А, скажем, в Уфе максимальная планка установлена даже в отношении земель, занятых учреждениями народного образования и здравоохранения. 0,3 процента будут платить также дачники в Карелии, Мордовии, Красноярском крае и в других регионах.
Кадастровая стоимость земли в обустроенных поселениях существенно выше, чем участков «в чистом поле». Потому муниципалитеты пытаются перевести землю из «дешевой» категории в более дорогую.
По аналогичной схеме будет взиматься земельный налог и с владельцев городских квартир. Кадастровую стоимость земельного участка поделят на количество квартир с учетом их площади. Может быть так, что в доме не все квартиры оформлены в частную собственность, тогда общая сумма земельного налога уменьшается пропорционально площади муниципальных квартир. Если же земля под полностью частным домом не выкуплена, а арендуется, то плата может оказаться еще больше, поскольку она устанавливается в размере нескольких ставок земельного налога.
Таким образом малые доли процентов в действительности оборачиваются совсем немалыми суммами. Все дело в кадастровой стоимости земли, которая теперь по решению правительства должна быть приближена к рыночной. Устанавливается она следующим образом. Как пояснили нам в Роснедвижимости, сначала независимая лицензированная компания проводит оценку. Роснедвижимость, которая заключает контракты с оценщиками, проверяет качество их работы, в том числе и соответствие рыночной конъюнктуре. Затем полученную оценочную стоимость в качестве кадастровой утверждают региональные власти. Переоценка проводится не чаще чем раз в три года, но не реже чем раз в пять лет.
Чтобы узнать кадастровую стоимость участка, его владельцу достаточно обратиться в местное подразделение Роснедвижимости, предоставив документы на право владения. Если права еще не оформлены, то за эту процедуру придется заплатить 100 рублей. Однако надо учесть, что еще не все земельные участки в России внесены в государственный кадастр. «Трудно найти объективные обстоятельства, объясняющие, почему у нас в отдельных районах в кадастр внесено 560 участков, а в других всего 90. Это однозначно свидетельствует о неэффективности работы федеральной власти», — заявил «Итогам» полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Как сообщили нам в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, всего в России учтено 42,9 миллиона земельных участков. «Текущие изменения происходят ежедневно. Это достаточно кропотливая работа, которая требует соответствующих затрат», — пояснили нам в агентстве. Но сколько еще земельных участков необходимо внести в кадастр для исчисления земельного налога, сказать затруднились. Так что часть граждан может оказаться в числе неплательщиков налога, хотя и не по своей вине.
Депутат Госдумы Валерий Гальченко (слева) считает, что «муниципальные власти сегодня стоят перед выбором: устанавливать максимальные ставки местных налогов или оказаться без средств».
Попробуем теперь посчитать, действительно ли земельный налог может достигать тысяч рублей. И сделаем это на примере Подмосковья. Хотя бы потому, что здесь, как уже сказано, в среднем самая дорогая земля и социальное недовольство тут вызреет быстрее, чем где-либо еще.
В Московской области оценка земель проводилась в прошлом году. Все садово-огородные земли были разделены на «дачные» и на «земли под индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС). Делили земли по этим категориям муниципальные власти. К «дачным» отнесли участки, находящиеся вне поселений, условно говоря, в чистом поле, там, где, как правило, нет электричества, водопровода, газа и прочих удобств. Земли «под ИЖС» находятся в более или менее обустроенных, давно существующих поселениях. Поэтому, по данным Роснедвижимости, максимальная кадастровая стоимость «дачной» земли в регионе составляет всего лишь 957,87 рубля за квадратный метр, а «под ИЖС» — аж 7389 рублей. Получится, что в среднем за «дачные» 6 соток придется платить около 300 рублей в год, а за земли «под ИЖС» — более 30 тысяч в год. Естественно, что муниципальные власти всячески пытаются перевести «дачные» земли в категорию земель «под ИЖС».
В городах ставки ниже, но зато земля дороже. Например, в Москве ставка установлена на уровне 0,1 процента от кадастровой стоимости. В столице стоимость земли разнится в зависимости от района от двух тысяч до двухсот тысяч долларов за квадратный метр. Нетрудно подсчитать, сколько придется заплатить собственнику квартиры. Жители других городов заплатят поменьше — скажем, в Новосибирске это будет сумма минимум в 2,5 тысячи рублей ежегодно за небольшую квартиру на окраине. Но ведь в провинции и доходы скромнее, так что эффект сопоставим со столичным.
Правда, во многих регионах и городах предусмотрены льготы. Например, столичный закон от уплаты земельного налога освобождает организации, использующие труд инвалидов. Не будут облагаться налогом и земли, занятые спортивными сооружениями. Если бы столичные законодатели не ввели эту льготу, то, например, владельцам одного спорткомплекса в Крылатском пришлось бы платить за землю не менее двух миллионов рублей в год. Но в целом местные власти не спешат проявить милосердие. Во многих муниципалитетах, в том числе в Подмосковье, ставка установлена на уровне 0,3 процента. И если налог в 200-400 рублей никого не напрягал, то 25 или 32 тысячи рублей непосильны для большинства. Потому губернатор Громов и вмешался в ситуацию. Он не только рекомендовал отложить сбор налога до ноября, но и призвал районные власти пересмотреть ставки, и кое-кто из местного начальства так и поступил.
Подобную тактику избрали и некоторые другие главы регионов. Еще дальше пошел губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. «Мы рекомендовали местным органам власти установить минимальные ставки земельного налога, пообещав увеличить финансирование из регионального бюджета», — рассказал «Итогам» глава региона. В результате некоторые муниципалитеты края установили ставку земельного налога для физических лиц на уровне 0,1 процента от кадастровой стоимости участков. Правда, из-за опасения дефицита бюджетов они подняли до максимума ставку налога для предпринимателей, в том числе малого бизнеса. «Мы ожидаем, что бюджет этого года у нас будет исполнен с профицитом. Впервые мы сумели добиться такого показателя еще три года назад и с тех пор живем в условиях сбалансированных финансовых результатов», — пояснил нашему изданию начальник отдела экономики муниципального образования «Лабинский район» Краснодарского края Василий Липин.
Собственникам городских квартир, как и загородным домовладельцам, придется платить налог на землю. Он будет начисляться пропорционально площади жилья.
В пользу бедных
Однако жестких рычагов влияния на муниципалитеты у губернских властей нет, поэтому районное начальство имеет возможность подходить к вопросу творчески. Этот творческий подход, который, впрочем, полностью укладывается в новое правовое русло, грозит свести к нулю и эффект от объявленной «дачной амнистии». Владельцы дачных участков получили возможность с 1 сентября этого года по облегченной процедуре оформлять право собственности на свои садовые участки. Сколько из них уже успели воспользоваться полученной возможностью, пока неизвестно. Во всяком случае очередей в регистрационных органах не наблюдается. Как полагают эксперты, прежде всего из-за ситуации с земельным налогом. «До 1 сентября муниципальные власти не рассматривали садово-огороднические участки в качестве источника поступления средств в свои бюджеты. Теперь же они становятся основными. А значит, и желание установить максимальную ставку налога вполне объяснимо», — сетует депутат Госдумы и одновременно председатель Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) Валерий Гальченко.
Между тем брожение началось не только среди владельцев дачных участков. Забили тревогу и предприниматели. Снизить ставки налога потребовали сельхозпроизводители Курганской, Воронежской, Новосибирской областей, Красноярского края. Вслед за ними выступили представители малого бизнеса. И в некоторых регионах не без успеха, там муниципалитеты уже вынуждены были менять ставки налога по несколько раз. Но это нельзя считать решением проблемы в принципе.
Не стоит упрекать муниципальные власти в необоснованной жадности, да и причина не только в этом. Земельный налог, по задумке Министерства финансов, должен стать основным источником поступлений в доходную часть муниципальных бюджетов. По данным исследования, проведенного экспертами ВСМС, наполняемость муниципальных бюджетов составляет всего 50 процентов от их минимальных потребностей. «Недостаток средств муниципалитеты погашают за счет арендной платы, продажи своего имущества, а также трансфертов из бюджетов других уровней», — утверждает Валерий Гальченко.
До сих пор дефициты покрывались за счет трансфертов из бюджетов региональных. Дефициты бюджетов дотационных регионов — за счет субсидий из федерального. Эта система имела серьезные изъяны, она стимулировала территории не к развитию, а к иждивенчеству. Четко определив налоговые источники для каждого уровня бюджетной системы, Министерство финансов вместе с депутатами попыталось поставить все с головы на ноги. Однако результат не внушает оптимизма. По мнению Гальченко, «муниципальные власти сегодня стоят перед выбором: устанавливать максимальные ставки местных налогов, чтобы скорректировать наполняемость своего бюджета, или оказаться без средств, необходимых для финансирования ЖКХ, образования, здравоохранения, социальной сферы. И то и другое чревато социальным взрывом».
Что правда, то правда, и выход из положения искать придется. В Госдуме уже один вариант исправления ситуации созрел. Депутат Сергей Шишкарев внес на рассмотрение нижней палаты законопроект, который предполагает значительное снижение ставок. Во-первых, предлагается повысить необлагаемую налогом стоимость участка. Сейчас не надо платить земельный налог, если кадастровая стоимость участка меньше 10 тысяч рублей. Сергей Шишкарев считает, что нужно поднять эту планку в десять раз. Тогда при кадастровой стоимости участка в 200 тысяч рублей налог нужно будет платить только со 100 тысяч.
Во-вторых, чтобы не оставить местные власти без средств, депутат предлагает значительно увеличить ставки налогов для крупных земельных участков. Таковыми, по его мнению, должны считаться угодья, превышающие 50 соток или кадастровая стоимость которых выше 10 миллионов рублей. Если эта земля относится к категории сельскохозяйственной, то за нее владельцу придется платить налог в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости. Более того, если эта земля не используется вообще или используется не по назначению, налоговую нагрузку на нее нужно увеличить до 1,5 процента. «Это необходимо для того, чтобы уменьшить скупку земли для дальнейших спекуляций ею», — поясняет Сергей Шишкарев.
Судьбу этого проекта предсказывать рано, по крайней мере до тех пор, пока свою экспертную оценку не даст Минфин. Между тем нет ясности еще и с тем, каким будет эффект от сбора налога по сегодняшнему законодательству. «Для того чтобы подсчитать, как скажется изменение ставки земельного налога на наполняемости местных бюджетов, надо для начала его собрать», — заявил «Итогам» высокопоставленный чиновник этого ведомства. Нет по этому поводу и единодушия в депутатском корпусе, некоторые коллеги Сергея Шишкарева уже сейчас говорят, что надо бы больше доверять органам местного самоуправления. Впрочем, этот аргумент меркнет по сравнению с возможными социальными последствиями. Да и сами органы местного самоуправления не проявили благоразумия. У инициативы Сергея Шишкарева есть по крайней мере одно несомненное достоинство — она заставит Думу заняться этой нешуточной проблемой в числе первых на осенней сессии. Нельзя исключить даже того, что срок введения закона по новой схеме уплаты земельного налога будет перенесен, если не удастся прийти к адекватному решению в ближайшее время.
Источник: Журнал «Итоги» # 41(539), 11 октября 2006 г.