Сергей Шишкарев, председатель комитета Государственной Думы по транспорту
Россия может создать самую совершенную в мире продукцию, но если она будет доставляться потребителю месяцами, а её цена — заметно возрастать за счёт транспортных издержек, рынки страна потеряет.
Для восстановления и развития транспортного комплекса страны делается немало. Решено, в частности, на год приблизить срок завершения Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)». Ассигнования на новую ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)» предусмотрены в объеме 20 трлн руб. То есть за шесть лет будет вложено вчетверо больше, чем предусматривалось текущей программой, рассчитанной первоначально на 9 лет.
Особо значим тот факт, что развитие отрасли регулируется программными документами. Принята и уже третий год реализуется «Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года». Близка к завершению разработка «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» — необходимость создания этого документа связана с тем, что в Минэкономразвития практически готова концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, а прогноз роста транспортной отрасли должен быть рассчитан на опережающую перспективу.
Однако национальная транспортная стратегия даёт общие ориентиры и по развитию транспортной инфраструктуры в целом, и по отдельным видам транспорта. Она не опирается на стратегические планы развития отдельных отраслей. Убеждён, что такие программные документы необходимы.
Отрадным примером пока являются железнодорожники, разработавшие «Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Реализация этой программы должна послужить локомотивом для развития всего транспортного комплекса страны. В ней предусматриваются новации, которые могут быть с успехом применены в других отраслях, и не только транспортных.
Например, разработчики, отдавая должное бюджетному финансированию, предлагают ряд конкретных механизмов для привлечения инвестиций. 75% требуемых для реализации «Стратегии» средств, то есть свыше 10 трлн руб. планируется привлечь в виде частных инвестиций. И бизнес пойдёт на это, но если получит хорошие предложения и твёрдые гарантии защиты своих интересов. Обеспечить это могут механизмы государственно-частного партнёрства, однако их ещё надо поставить на прочную законодательную основу.
«Гудок», 11 февраля 2008 года, #21 (24014)