В Госдуму внесена новая редакция проекта закона об аэропортах. Особое внимание в документе уделено вопросам безопасности. Для предотвращения угроз безопасности в авиаузлах будет осуществляться обязательный досмотр и охрана самолетов, предполетный досмотр пассажиров их багажа, ручной клади, а также членов экипажей и их личных вещей. С подробностями для радио «Вести ФМ» — один из разработчиков нового законопроекта, председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев.
«Вести ФМ»: Сергей Николаевич, здравствуйте. Есть ли в документе четкое разграничение зон ответственности в аэропортах? За что будет отвечать полиция, за что служба безопасности аэропорта, кто будет проводить досмотр пассажиров и багажа?
Шишкарев: Я напомню, что предыдущая версия закона об аэропортах и деятельности в аэропортах — совсем свежая, я ее внес в конце декабря. Но те события, которые произошли в аэропорту Домодедово 24 января, потребовали тщательной переработки закона и конкретизации всех этих понятий, о которых вы спрашиваете. Поэтому появилась даже новая глава — «Обеспечение безопасности в деятельности аэропортов». И здесь мы попытались четко разграничить зоны ответственности, прописать то, как осуществляется предполетный досмотр, описать те ситуации, когда могут уполномоченным органам в области обеспечения транспортной безопасности приниматься решения о том, чтобы производить досмотр абсолютно всех, прибывающих в зоны аэропортов пассажиров, грузов. И соответственно описать порядок, как эти органы взаимодействуют.
На сегодня мы прописали еще главу о том, что главные операторы аэропорта — в самом законе вводится такое понятие — разрабатывает и осуществляют программу обеспечения авиационной безопасности, то есть по сути в рамках этой программы, в рамках компетенции, которая описывается в этой программе, взаимодействие службы авиационной безопасности, соответственно, органы внутренних дел, то что, вы назвали новая полиция, и в случае необходимости дополнительно могут привлекаться службы, например такие, как Федеральная служба безопасности или дополнительные силовые структуры — МЧС или еще кто-то.
«Вести ФМ»: Сергей Николаевич, в любом законопроекте есть такое понятие, как финансовая составляющая. Какие затраты потребуются для реализации этих новых планов, и на кого эти затраты лягут в первую очередь?
Шишкарев: Все мероприятия, которые сегодня существуют в рамках обеспечения безопасности на транспорте, сегодня финансируются субъектами транспортной инфраструктуры. Данная норма прописывается не в этом законе, который, как я еще раз повторю, касается не только авиационной безопасности, но и вообще функционирования работы проектирования аэропортов, это все прописывается в законе о транспортной безопасности от февраля 2007 года.
«Вести ФМ»: То есть мы будем больше платить за авиабилеты в итоге?
Шишкарев: Вы знаете, получается по сути так, что если следовать закону, то да. Получается, что раз за транспортную безопасность отвечают субъекты транспортной инфраструктуры, то это должно ложиться на их себестоимость. Вот эту норму в рамках проводимых 10 числа парламентских слушаниях в целом о транспортной безопасности, мы хотим предложить пересмотреть. Все-таки обязанность нас защищать, предотвращать террористические акты, предотвращать те угрозы, в результате которых страдают граждане, все-таки должно государство за счет тех налоговых поступлений, которые поступают в бюджет от имени граждан.