России необходим Федеральный закон о минимальных транспортных стандартах. Он должен готовиться на базе всестороннего анализа транспортной ситуации в различных регионах, учитывать международный опыт и удовлетворять потребности населения, считают участники прошедшего 23 июня в Государственной Думе расширенного заседания Консультативного совета партийного проекта «Единой России» «Транспорт объединяет Россию».
«Главное — не бояться возможных сложностей, двигаться по обозначенному направлению, — считает член Генерального совета партии „Единая Россия“, координатор партийного проекта „Транспорт объединяет Россию“, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев. — Наша главная цель — чтобы россияне на практике ощутили результаты нашей законодательной работы, получили гарантированное им Конституцией Российской Федерации право свободно передвигаться, новое качество жизни».
В своем выступлении координатор партийного проекта отметил, что тема вынесенного на заседание вопроса затрагивает не только проблемы сообщения с отдаленными районами России, но и доступности транспортных услуг в пределах каждого региона. В этой связи Сергей Шишкарев привел пример Амурской области, где 90 населенных пунктов, в том числе один районный центр, не имеют круглогодичной связи с сетью дорог общего пользования. По стране в целом таких населенных пунктов несколько десятков тысяч. «Это означает, что люди не могут добраться до больницы, не могут отвезти детей в школу, устроиться на подходящую работу», — сказал он, подчеркнув, что в статье 27 Конституции Российской Федерации говорится: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться». «Выходит, мы провозгласили свободу передвижения, но еще не обеспечили ее материальными гарантиями и единство транспортного пространства России пока остается стратегическим лозунгом», — заявил Сергей Шишкарев.
Председатель Комитета подчеркнул, что развитию транспорта руководство страны придает большое значение. Совсем недавно утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», подписана Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года, формируется транспортная стратегия страны более чем на два десятилетия вперед. В этих документах, подчеркнул он, ставятся задачи федерального значения, решение которых позволит создать опорную транспортную сеть в масштабах всей страны, проложить наземные, водные, воздушные транспортные коридоры для ускорения и облегчения национальных и международных перевозок пассажиров и грузов.
Однако, считает Сергей Шишкарев, решение проблем российского транспортного комплекса требует значительно больших усилий и средств. «Мы разочарованы снижением финансирования ФЦП, которую я только что упомянул. На нее предполагалось выделить 21 триллион рублей, а выделено менее 14 триллионов. Программа не предусматривает поддержки ни метрополитена, ни других видов городского пассажирского транспорта», — отметил депутат.
Существенные недостатки есть и по другим направлениям. Взять, например, региональное и местное воздушное сообщение.
«Мы с вами знаем, что за последние 15 лет многие субъекты Российской Федерации практически полностью лишились сети местных авиалиний. А ведь в отдаленных районах страны местная авиация — это те же дороги, потому что других, как правило, нет. Программой предусматривается строительство и реконструкция 116 взлетно-посадочных полос. Это немало, но финансирование предусмотрено в первую очередь для узловых аэропортов и аэродромов опорной сети. До местных авиасетей деньги дойдут не ранее 2012 года», — отметил координатор проекта.
Сергей Шишкарев затронул остро возникшую в последнее время проблему роста цен на авиабилеты. По его словам, цены во внутреннем сообщении уже превысили стоимость билетов за границу на сравнимые расстояния. Основная причина, подчеркнул он, в росте цен на авиакеросин. Парадоксально, но заправить самолет сегодня дешевле не в России, а в тех странах, куда поставляются российские энергоносители. Одна из основных причин — монополизация поставок авиатоплива на российский рынок. А результат — дальнейшее углубление изоляции регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В условиях продолжающегося роста мировых цен на нефть авиаперевозки не будут по карману большинству россиян даже после демонополизации системы поставок. «Поэтому мы продолжаем настаивать на выделении топливной составляющей из цены авиабилета и установлении на нее дотации, которая будет выплачиваться непосредственно авиапассажиру», — заявил председатель профильного Комитета Госдумы.
Касаясь стандартов транспортной мобильности населения, Сергей Шишкарев отметил, что стандарты транспортной мобильности должны иметься и на федеральном уровне, и в каждом субъекте федерации, а возможно, в каждом районе и крупном населенном пункте.
«Этого будет требовать задуманный нами федеральный закон, который будет гарантировать каждому гражданину минимально необходимый набор транспортных услуг, их качество, бесперебойное и доступное по цене сообщение в пределах муниципального образования, района, региона, страны в целом», — заявил С. Шишкарев. При этом, подчеркнул он, не может быть одного стандарта транспортной мобильности для горожанина и жителя сельской местности, для густонаселенных районов центра европейской части России и Якутии или Эвенкии. Поэтому определять величину этих стандартов — например, максимальное время, нужное, чтобы добраться из конца в конец города или региона — должны власти соответствующего уровня, из Москвы это сделать невозможно и не нужно.
С. Шишкарев пояснил, что принятие закона о минимальных транспортных стандартах установит ориентиры, к достижению которых должны стремиться власти всех уровней, он заложит основу для сравнимости, а значит — и для выравнивания ситуации в различных регионах. В соответствии с этим законом возникнет база для отчетности и оценки работы чиновников по простым и всем понятным показателям. И самое главное — он будет способствовать приданию социальной направленности деятельности профильных ведомств.
В ходе широкой дискуссии, в которой приняли участие специалисты из Минтранса, Минрегионразвития, Минздравсоцразвития, ученые, представителей крупнейших российских транспортных компаний, руководители и профессионалы транспортной отрасли, представители региональных исполнительной и законодательной властей, была поддержана необходимость принятия этого закона, высказано много предложений о том, каким он должен быть.
В частности, выяснилось, в России нет точных сведений о пассажиропотоках и грузопотоках, нет четкого представления о том, что должно быть вложено в понятие минимального транспортного стандарта и к этому необходимо привлечь представителей отраслевой науки, аналитические центры.
«Для того, чтобы подготовить эффективно действующий закон о минимальных транспортных стандартах, необходимо провести исследования в области транспортной доступности регионов и прежде всего определение размеров пассажиропотока. Для всего мира у нас есть серьезные официальные данные о пассажиропотоках и грузопотоках. У нас нет этих данных только по одной России, получит их официально достаточно сложно», — заявил первый заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот» по реализации стратегических программ Александр Канищев. Сейчас, отметил он, 60% территории России — это территория с малым населением. В советское время в Магаданской области было 39 аэродромов, а сейчас — 3, с учетом аэродрома в Магадане. На сегодняшний день только 6% населения России имеет возможность воспользоваться авиационными услугами.
Директор научной консалтинговой фирмы «Георгаком» Владимир Бугроменко считает, что при разработке минимальных транспортных стандартов в том или другом регионе должны закладываться «потенциальные условия для использования транспортных услуг».
Заместитель директора департамента анализа и прогнозирования развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития Российской Федерации Наталья Антонова отметила важность вынесенного на партийную площадку вопроса о транспортной мобильности населения. «Мы должны серьезно задуматься и понять, что такое минимальный стандарт, есть ли у нас разработки и прикидки того, какие должны быть эти нормативы. Мы должны услышать и от науки мнение о том, какие составляющие должны быть заложены в минимальные транспортные стандарты, как это рассчитывается в зарубежных странах», — сказала Н. Антонова.
Пресс-служба Комитета Государственной Думы по транспорту