На пресс-конференции в «Комсомольской правде» депутат рассказал о целом ряде грядущих нововведений, связанных со вступлением в силу с начала будущего года нового закона о техосмотре.
Во-первых, о том, когда теперь нужно обращаться на пункт ТО. Ведь недавним постановлением правительства для легковушек, срок прохождения очередного техосмотра которых был в 2011 году, введен так называемый годичный мораторий. То есть если срок годности талона истекает в июле этого года, он автоматически продлевается на 12 месяцев — до июля 2012 года. Но по новому закону о техосмотре проходить ТО нужно будет тогда, когда истекает срок действия автогражданки. А без техосмотра полис ОСАГО теперь не дадут. На период формирования новой системы технического осмотра (на это отводится два года) талоны, срок действия которых истек или истекает в 2011 году, «продлеваются до момента истечения срока действия договоров ОСАГО в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года».
— Сегодня меняется цепочка. Сначала талон — потом полис ОСАГО. И для повседневной жизни: талона на стекле больше не будет. У вас будет только полис ОСАГО, — сказал депутат. — После прохождения ТО талон предъявляется в страховую компанию, а не наоборот, как происходит сегодня. Будет проверяться полицией в случае необходимости только полис ОСАГО. Если у владельца он имеется, то это автоматически означает, что-ТО пройден.
Второе: Сергей Шишкарев считает, рынок и конкуренция помогут побороть попытки поборов при проведении техосмотра.
— Насколько меня убеждали автодилеры, когда я с ними встречался, для них процедура ТО — это дополнительная фишка. Они автолюбителю чуть ли не бесплатно будут делать ТО, диагностировать машину. Возможны ли здесь перегибы? Возможны. И будут. Но для этого мы и предусмотрели право автолюбителя в любой момент прекратить процедуру ТО, если он считает, что из него выжимают соки и выкручивают ему руки. И уехать на другой пункт, — рассказал Сергей Шишкарев. — Как это будет контролироваться? Правом автолюбителя прервать процедуру ТО.
Третье: машину в ходе ТО перестанут разбирать по косточкам, как на суровой медкомиссии.
— Мы сейчас работаем вместе с правительством (а это будет подзаконный акт) над тем, чтобы значительно сократить количество узлов и агрегатов, которые проверяются сегодня на автомобиле. Мы считаем, что не надо проверять в машине то, что не влияет на безопасность. Дальний-ближний свет, поворотники, зеркала, тонировка, тормозная система, рулевое управление — все. 7 — 12 пунктов, не больше. За двадцать — это абсолютно избыточно, — выразил уверенность глава думского комитета.
Четвертое: цена. Тарифы госпошлин пока не утверждены. Государство обозначит верхний потолок, а регионы смогут уменьшать стоимость ТО у себя.
— Адекватная цена, считаю, не выше трех тысяч рублей. При количестве сокращенных узлов и агрегатов, которые будут проверяться. Трудочасы, трудозатраты и стоимость должны быть меньше. Тут со мной спорили всякие радио- и телеведущие, не знающие темы. И говорили, что у нас ТО стоит 600 рублей. Это не так, процедура стоит дороже. Я сам проходил ТО в мае, заплатил пошлину и 1050 рублей за саму процедуру. На ПИКе. Суммарно — 1700. И я беру крайнюю цену. Наверное, в Москве. И когда появится конкуренция, а она появится, цена будет ниже.
Кстати, по новому закону пройти техосмотр можно будет на любом пункте в стране, а не только по месту регистрации автомобиля. Так что москвичи, наверное, смогут сэкономить, пройдя ТО в одной из соседних областей, оказавшись там с машиной на отдыхе или по делам.
Что еще говорил Сергей Шишкарев
— Я и мои коллеги, которые вносили этот законопроект, профильный комитет, который я возглавляю — все руководствовались исключительно принципами справедливости, необходимости проведения ТО. Я категорический противник отмены ТО. Это то же самое, что отдать все пассажироперевозки на откуп тем же судовладельцам, туркомпаниям. Мы слишком много, непозволительно много людей теряем на дорогах. По сравнению с цивилизованным миром у нас гибнет в пропорции в десятки-сотни раз больше людей. Я буду последовательным борцом с коррупцией в рядах МВД, и я знаю, как меня там «любят». Но меня это не пугает. Это предмет профессионального разговора.
— Я не могу ни одного слова сказать в защиту страховых компаний. Это немножко не моя сфера, но я знаю, что претензий к ним очень много. Но все равно, мы должны двигаться в сторону цивилизованного рынка. И если они плохо работают, их надо наказывать, если там коррупции, продажа, мухлеж — с этим надо бороться. При этом, мне кажется, что возрастание роли страховых компаний — неотъемлемая часть цивилизованного рынка услуг.
— Я внес законопроект о регистрации транспортных средств РФ, он носит больше технический характер. Но там есть одна важная вещь: в этом законе я тоже предлагаю достаточно четко прописать процедуру продажи блатных номеров. Узаконить ее. Понятно, что не весь порядок проведения этого аукциона, но чтобы такая возможность была предусмотрена. Прописать, кто это будет делать и как. И куда пойдут деньги. И чтобы этот рынок, связанный красивыми номерами, стал легальным. Чтобы это шло не в карман к людям, которые выдают номера, а в казну государства.
Сергей Канаев, лидер Федерации автовладельцев России, также был участником пресс-конференции. Он, естественно, критиковал принятую депутатами и утвержденную президентом схему прохождения ТО, но и увидел в ней ряд рациональных моментов.
— Я не настолько оптимистичен по техосмотру. Когда мы говорим, что-ТО передадут страховым компаниям, мы должны понимать, что страховщики зарекомендовали себя на страховом рынке очень плохо. Если за страховым рынком в течение семи лет не было контроля и услуги только ухудшались, то надеется на то, что они что-то изменят сейчас, думаю, не стоит. Изменить эту ситуацию можно только добровольно прохождение ТО. Как это работает? Так работает США, Канада. Имея автомобиль, вы заинтересованы в том, чтобы ваш автомобиль был в безопасном состоянии, и вы всегда могли бы его выгодно продать. Для этого создается единая база данных. Она неподконтрольна ГИБДД, потому что отдавать базу ГИБДД — это заставить пчел работать против меда. Те коррупционные схемы по угону авто, которые сегодня существуют в России, не существуют без сотрудников ГИБДД. И сейчас заставить сделать их единую базу данных, значит, легализовать все поставленные на учет угнанные авто. Никто из них заниматься этим не будет. База должна делаться отдельным ведомством, в которой ГИБДД, ФНС и страховщики могут только заносить данные. Но не менять. А лучше, чтобы эти данные заносились автоматически. Большая проблема может быть и с официальными дилерами.
Что мы имеем в конечном итоге? То, что плата за техосмотр будет примерно равна или даже станет больше, чем те взятки, которые были в силовых структурах. Но при всем сомнении по поводу этого закона нужно отметить, что его создатели все-таки дали возможность проводить ТО не только одним официальным дилерам. Официальные дилеры, уверяю вас, в 2010 году просто не могли дождаться, когда же они получат ТО в свои руки. И если бы это было так, то, думаю, сейчас бы не сумму в две тысячи за проведение ТО мы обсуждали, а тысяч в пять-семь. У официальных дилеров нормо-часы стоят гораздо выше, чем у всех остальных. Здесь эта проблема преодолена.
И еще есть гарантия: при прохождении техосмотра автовладелец, конечно, будет «попадать», ему будут навязывать дополнительные услуги. Но страховщики — это те люди, которые заинтересованы в том, чтобы вы отдали им деньги. И если вы приходите к ним и говорите, что хотите застраховать авто, даю девять из десяти, что они вам предложат либо франшизу, либо отсрочку платежа. Но они сделают вам страховку.
Мне кажется, одно из единственных правильных решений — сейчас за проведение ТО будут нести ответственность. Если будет суд, ДТП, вы можете подать на те техцентры, которые проводили техосмотр. И последний момент: сейчас вы можете пройти ТО в любом регионе РФ.
Источник: Комсомольская правда