Как поднять и как стимулировать рост качества высшего образования в стране? Сегодня предпринимаются попытки дать ответ на этот непростой вопрос. Среди них организация системы рейтингов вузов, к которой были бы привязаны другие элементы образовательной системы. В том числе образовательные кредиты, закон о которых сейчас подготовлен в Госдуме.
Сегодня около 60% обучающихся в вузах страны это студенты-«платники». Почти в каждом вузе есть платные отделения. Принятое в свое время решение о выводе этого сектора образования из «тени», было, разумеется, правильным. Но насколько совершенна система сегодня? Повышается ли техническая оснащенность, уровень квалификации преподавателей и научных сотрудников благодаря этим финансовым поступлениям? Как соотносятся друг с другом внешние бюджетные поступления и внутренние бюджеты вузов? Какие управленческие механизмы действуют внутри вузов?
Если судить по эффективности использования вузами бюджетных средств о совершенстве системы говорить не приходится. С точки зрения президента РФ, падению качества образования способствовала именно низкая эффективность бюджетных расходов на высшие учебные заведения. 140 млрд. рублей, ежегодно выделяемых из федерального бюджета, зачастую воспринимаются вузами как гуманитарная помощь и расходятся без реальной отдачи обществу.
Вопросов много. Руководство большинства, даже самых крупных высших учебных заведений страны, не спешит давать на них ответы. Ситуация складывается парадоксальная вузы, с одной стороны, отстаивают свою максимальную самостоятельность в плане уставов и образовательного процесса, а с другой, бегут от этой самостоятельности управленческой как от чумы. Например, предложение о превращении ряда высших учебных заведений в АНО автономные независимые образования встретило жесткое сопротивление.
Возможно, нынешняя ситуация многих устраивает внешняя несамостоятельность, нежелание создавать и заявлять стратегию управления позволяет претендовать на бюджетные деньги из года в год и еще жаловаться на их нехватку, говорить о нищенской зарплате рядовых преподавателей. А за счет платных отделений решать некоторые, отдельные проблемы институтов, университетов и академий, а то и отдельных людей, стоящих в них у руля.
Нет сомнений в том, что никто не должен посягать на независимость университетских ученых советов в выборе концепции учебного процесса. Но в таком случае вузы должны нести свою меру ответственности и за качество учебного процесса, и за эффективное использование полученных по всем каналам средств. Пусть это прозвучит несколько упрощенно, но соотношение между ценой и качеством в высшем образовании должно быть оптимальным.
И это возвращает нас к системе рейтингов как одной из форм контроля над вузами, спроса со стороны государства и общества за эффективную подготовку молодых кадров. Рейтингование и образовательные кредиты как раз и позволяют связать качество со стоимостью и эффективностью обучения. Оценка вузам должна даваться самыми разными потребителями образования выпускниками, родителями абитуриентов, работодателями, научным сообществом. Тогда общественный имидж будет подкрепляться экономической состоятельностью полученной в вузе квалификации за счет того, что кредитовать банки будут студентов тех высших учебных заведений, выпускники которых востребованы на рынке труда.
Конечно, здесь возникает ряд сложностей со студентами гуманитарных специальностей филологами, историками, философами, между профпригодностью и рыночной востребованностью которых нет и зачастую не может быть прямой зависимости. Но зато от качества их образования напрямую зависит уровень управления и планирования социальных процессов в государстве. Знание закономерностей протекания социальных процессов и создание корректирующих технологий управления ими это та квалификация, в высоком уровне которой заинтересованы все мы, живущие и работающие в этой стране.
Здесь очень важна помощь бизнеса в «настройке» студентов-гуманитариев на ответственное отношение к выбранной специальности чтобы молодые люди шли в юристы или управленцы не просто, потому что «математику не сдадут», а потому, что чувствуют в себе желание и способности вкладываться в развитие государства и общества. Чем раньше человек будет вовлечен в настоящий исследовательский, творческий процесс, тем отчетливее он будет видеть свое место в обществе к окончанию обучения. Поэтому стимулирование (в том числе и путем предоставления грантов) самостоятельных студенческих исследований, стремления к публикации результатов своей работы а значит, серьезного ее оформления и представления, это тот процесс, в который бизнес-сообщество должно активно включаться.
Понятно, что все это невозможно без установления тесного партнерства между бизнесом и образованием. Важные шаги в этом направлении уже сделаны рядом вузов к примеру, недавнее подписание стратегического соглашения между Союзом ректоров России и Российским Союзом промышленников и предпринимателей, которое можно только поприветствовать.
Сергей Шишкарев, депутат ГД РФ