Технический осмотр транспорта в России не отменят, но «расбюрократизируют». И случится это, вероятно, уже совсем скоро.
Председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, считает, что нижняя палата парламента сможет принять новый закон о техосмотре в окончательном третьем чтении 20 мая. О сути изменений, ожидающих российских автомобилистов, говорит уже само название законодательной инициативы, с которой выступили думские «единороссы» — «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации». То есть, техосмотр останется, он будет обязательным, но не обязательно государственным. По мнению Шишкарева, в России «не настолько сознательные граждане», чтобы оставить совсем без контроля состояние автомобилей, на которых они ездят. Ведь речь идет о безопасности не только отдельно взятых владельцев транспортных средств, но и всех участников дорожного движения. «Кроме того, есть также и общественный транспорт, и грузовой транспорт», — уточнил глава комитета.
Однако к проведению техосмотра, согласно концепции законопроекта, допускаются частные компании — автомобилисты смогут проверить техническое состояние своего автомобиля не только в официальных пунктах ГТО, но и у автодилеров, занимающихся, в том числе, продажей автомобилей, и на станциях техосмотра. Законопроектом вводится понятие «оператор обязательного технического осмотра». Это юридические лица или индивидуальные частные предприниматели, которым будет разрешено заниматься техническим осмотром. «Передача функции технического осмотра из ведения МВД на рынок услуг, между прочим, предусмотрена и вступившим в силу законом „О полиции“. И там четко сказано, что к 1 января будущего года функция по проведению ТО должна быть исключена из компетенции полиции», — напомнил Шишкарев.
Идеей освободить правоохранительные органы от этого, хотя и не очень обременительного, но весьма денежного и потому коррупционного дела, депутаты Госдумы были озабочены давно. Первоначальный вариант законопроекта «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации» был внесен в нижнюю палату парламента еще в январе 2009 года. Через год появилась его новая редакция, которая и была принята в первом чтении 2 июля 2010 года. Но потом законопроект, что называется, «завис». Давно уже истек тридцатидневный срок для предложения в текст поправок, но какая-то ясность по поводу дальнейшей судьбы этой законодательной инициативы появилась только после того, как президент Дмитрий Медведев заявил, что российская система техосмотра «изжила себя напрочь» и назвал «никчемной бумажкой» талон техосморта, нередко приобретаемый автомобилистами без всякого осмотра, за плату.
В Госдуме сейчас ждут предложений правительства по корректировке депутатского законопроекта об обязательной, но упрощенной процедуре техосмотра. Однако Сергей Шишкарев надеется, что второе чтение документа, когда в него вносятся поправки, может состояться 17 мая. Для подготовки к третьему чтению времени много не потребуется. И принятый Госдумой закон может вполне успеть на одобрение Совета Федерации к его очередному заседанию, намеченному на 25 мая. Вступление закона в силу, если президент поставит под ним свою подпись, планируется 1 января 2012 года. Однако это не значит, что именно с этого дня автомобилист не сможет пройти техосмотр в ГИБДД. На первые два года эта функция у Госавтоинспекции останется, частные структуры будут проводить ТО наравне с ГИБДД. «Автовладелец будет иметь первые два года право выбора, куда пойти», — пояснил Сергей Шишкарев. Предполагается, что за переходный период будет создан «конкурентный рынок услуг». Здесь задача — чтобы «не страдала безопасность и чтобы не поднимались цены».
Источник: Российская газета