С 30 июня по 4 июля в китайском Харбине прошло «Первое российско—китайское ЭКСПО». В выставке приняли участие более 70 российских промышленных предприятий институтов, организаций. Различные регионы России продемонстрировали успешное двустороннее сотрудничество с Китаем и доброе партнёрство во множестве совместных проектов.
Экспозицию торжественно открыли Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин и Заместитель Премьера Госсовета КНР Ван Ян. Наш вице-премьер обратил внимание на широкие перспективы распространения существующего опыта сотрудничества в других отраслях и регионах страны.
Первый заместитель Председателя Морской коллегии при Правительстве РФ Сергей Шишкарёв в рамках ЭКСПО представил широкой международной публике нестандартный регион для двустороннего российско-китайского инвестиционного сотрудничества, а именно – Юг России.
Говоря о сферах будущего инвестиционного сотрудничества в этом регионе, Шишкарёв особо отметил транспортную отрасль, а именно потенциал развития морских транспортных магистралей. По его словам, «на направлении южного сотрудничества можно свить очень мощный морской канат, по силе которому не будет равных».
Порт Новороссийск, южные ворота России, — естественный путь для товарных потоков в РФ, это возможность транзита в Белоруссию, Польшу, страны Балтии и континентальной Европы. Предлагая развивать портовые и внепортовые мощности Новороссийского транспортного узла, глубоководные терминалы которого в 2013 году перевалили более 60% контейнерооборота в Азово-Черноморском бассейне, Сергей Шишкарёв рассказал китайским коллегам о возможных вариантах сотрудничества, используя как пример опыт Группы компаний «Дело», одной из наиболее динамично развивающихся транспортно-логистических групп региона. С 2005 года «Группа «Глобальный контейнерный сервис», тоже входящая в холдинг «Дело», является официальным партнером крупнейшей контейнерной линии COSCO Container Lines на Юге России. Совместно с COSCO ГКС успешно реализует ряд проектов по сквозной сохранной доставке высокотехнологичных китайских товаров, в частности, автокомплектующих, в ту же Калужскую область.
По мнению Шишкарёва, кроме инфраструктурных проектов, ещё одним серьёзным направлением сотрудничества может стать судостроение и судоремонт. Он подчеркнул, что «это те сферы, где ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей наших двух стран». И начать предложил с малых судов. «Отдельный неосвоенный кластер – это строительство и эксплуатация портовых и яхтенных марин, строительство самих яхт и катеров, небольших пассажирских судов для перевозки в Крым и по Черноморскому побережью. Впору говорить о восстановлении Крымско-Кавказской пассажирской линии», — заявил Шишкарёв.
Он призвал совместно использовать новые судостроительные возможности, которые появились после возвращения Крыма в состав России, и пригласил китайских коллег в ближайшее время навестить регион, посмотреть и проанализировать возможности сотрудничества.