Союз транспортников предложил реализовать программу утилизации грузового транспорта массой до 3,5 т. Письмо с рекомендациями было направлено Председателю комитета Государственной Думы по транспорту — Сергею Шишкарёву. Принимать на утилизацию транспортники предлагают грузовики старше 10 лет с двигателями класса «Евро-1» и ниже, а покупать со скидкой выпущенные в России машины с двигателями класса не ниже «Евро-4». Владелец грузовика, сданного на утилизацию, сможет получить сертификат до 120 000 руб. для покупки новой машины.
По словам Сергея Шишкарёва: «Письмо получено, идеи верные. Схему предстоит более тщательно проработать, после чего предложения будут направлены в правительство».
Напомним, что данный вопрос недавно обсуждался на заседании рабочей группы партийного проекта «Инфраструктура России», по итогам которого было принято решение направить в Правительство РФ предложение по утилизации большегрузового транспорта.
По данным издания «Ведомости», представители группы ГАЗ, ЗиЛа и «Соллерса» говорят, что с официальными предложениями о расширении программы утилизации не обращались. А вот «Камаз», на который приходится более половины продаж грузовиков в России, готовит такие предложения, рассказал топ-менеджер завода. В мае компания начала опрашивать клиентов, на каких условиях они были бы готовы участвовать в программе. Итоги будут подведены на этой неделе, однако, по предварительным результатам, владельцы грузовиков готовы сдавать на утилизацию машины массой более 10 т и возрастом от 20 лет, говорит собеседник «Ведомостей». В России насчитывается около 400 000 таких машин, продолжает он, а скидочный сертификат должен быть на 180 000–200 000 руб. Критерий для покупки один — машина должна быть собрана в России, отметил собеседник «Ведомостей». Представитель «Камаза» подтвердил, что опрос проводился, отметив, что предварительные результаты уже переданы в «Ростехнологии» (владеют 37,8% акций автопроизводителя), которые затем будут лоббировать концепцию «Камаза» в правительстве.
Представитель «Ростехнологий» от комментариев отказался. Представитель Минпромторга сказал, что предложения «Камаза» в министерство не поступали, хотя в целом вопрос обсуждается. Расширение программы утилизации на грузовики и автобусы предусмотрено стратегией развития автопрома до 2020 г., напоминает он. Правда, чиновники предлагали не выдавать скидки за сданные машины, а ввести дифференцированный транспортный налог в зависимости от возраста автомобиля. Такое предложение обсуждается давно, но не удается договориться с Минфином, рассказывал чиновник Минпромторга.
В ближайшее время расширять программу утилизации на грузовики и автобусы не планируется, говорит сотрудник Минпромторга. Программа для легковых автомобилей предназначалась в первую очередь для поддержки рынка и эту задачу успешно выполняет. Поддерживать тем же способом рынки грузовиков и автобусов нерационально — лучше потратить государственные средства на модернизацию предприятий, считает он. В перспективе создание программы утилизации для большегрузного транспорта реально, однако схема должна быть другой — например, с использованием механизмов льготного лизинга, добавляет чиновник. 10 млрд руб., которые планируется добавить на программу утилизации в этом году (первоначально было выделено 10 млрд руб.), будут потрачены только на утилизацию легковых автомобилей, денег на грузовики выделять не планируется, говорит сотрудник Минфина. Представитель министерства не ответил на запрос «Ведомостей».
Программа утилизации поможет в первую очередь традиционным российским производителям грузовиков — «Камазу», ГАЗу, «Уралу» и ЗиЛу, считает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Эти машины недороги (стоимость большинства моделей «Камаза», например, составляет 1,5–2 млн руб.) и скидка примерно в 200 000 руб. будет для владельцев этих машин достаточно сильным стимулом, отмечает он.