Строительство крупных трубопроводных комплексов, огромное количество международных проектов в сфере добычи и транспортировки нефти и газа, в которых участвует Россия, ставят перед отечественной трубной промышленностью новые задачи. Российским трубникам необходимо не только выпускать достаточное количество продукции, чтобы обеспечить отечественные нефте- и газопроводы, но и поддерживать свою конкурентоспособность, модернизировать производство и внедрять новые технологии. Но это возможно сделать только при наличии четкого законодательства. Именно об этом говорили участники круглого стола комитета Государственной Думы по транспорту, обсуждая законодательное обеспечение развития трубопроводного транспорта. О перспективах развития трубной отрасли и трубопроводного транспорта корреспонденту «НГ» Петру МОРДАСОВУ рассказал председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев.
— Сергей Николаевич, тема трубопроводного транспорта в последнее время не сходит со страниц газет: начало строительства «Южного потока», открытие «Северного»… Почему столь большое внимание уделяете именно развитию трубопроводного транспорта?
— Российский транспорт остро нуждается в модернизации, депутаты постоянно интересуются высокотехнологичными проектами. Например, не так давно мы проводили Российский международный конгресс по интеллектуальным системам на транспорте (ИСТ). На навигационные технологии тратится в одной только Германии от 3 до 5,5 миллиарда евро в год. Не так давно знакомились с лучшими разработками в области транспортного строительства, провели одно из заседаний комитета в Рыбинске, где конструируют двигатели для SSJ-100.
Поэтому внимание к трубопроводной отрасли не случайно именно в контексте промышленной модернизации. Ведь сегодня более 40% российских труб выпускается на новейшем европейском оборудовании. По уровню модернизации российская трубная отрасль обгоняет другие виды транспортной промышленности — авиастроение или судостроение. Только за последние пять лет российские компании вложили в развитие отрасли более 8 миллиардов долларов, по уровню модернизации российская трубная отрасль опережает индустрии других стран.
— Почему для заседания комитета выбрали Челябинск?
— Депутаты собственными глазами видели, как достраивается цех «Высота 239», новейший проект по выпуску труб большого диаметра. Цех мощностью 600 000 тонн в год станет самым новым и крупным проектом среди похожих в мире. Здесь на площади в 14 футбольных полей будет работать новейшее российское и лучшее международное оборудование, по уровню оснащенности опережающее большинство европейских производств.
Мы увидели очень успешный пример государственной поддержки. В конце 2008 года предприятие вошло в список стратегических, в 2009 году Газпромбанк выделил кредит под государственные гарантии. Благодаря кредиту государственного банка удалось завершить строительство цеха, который откроют в июле этого года.
Благодаря госгарантиям, кстати, была построен другой крупный проект в металлургии — «Стан-5000» на Магнитке, который становится основным поставщиком стального листа для Челябинска. В таком же «государственном проекте» работают ЧТПЗ и ММК. Ведь потребителями трубной продукции станут тоже государственные проекты, но уже в транспортной инфраструктуре.
— По итогам прошлого года развитие трубной отрасли замедлилось в среднем на 20%. Сказался кризис?
— Безусловно, кризис сказался на всех отраслях. Но у трубных производств сохраняются хорошие перспективы развития. В прошлом году компании активно занимались модернизацией новых мощностей. Госгарантии получила Группа ЧТПЗ, благодаря кредитам под госгарантии развивалась крупнейшая компания в отрасли ТМК.
Новое оборудование, которое установили отечественные трубные компании, позволяет производить продукцию, которую раньше импортировали. Например трубы большого диаметра, трубы для нефтяного сортамента. Плюс промышленность начинает оживать, и благодаря отложенному спросу уровень потребления должен выйти на докризисный.
— После распада СССР трубная отрасль пережила существенные потери: во времена СССР выпускалось около 18 миллионов тонн труб ежегодно, сейчас в России выпускается немногим больше 6 миллионов. Как вы оцениваете перспективы отрасли на ближайшее время?
— Вы забыли упомянуть, что около 20 миллионов тонн труб большого диаметра к нам завезли из Германии и других европейских стран для строительства газопроводов по проекту «газ в обмен на трубы». Поэтому производство и потребление труб было гораздо больше.
К сожалению, уровень спада производства в трубной отрасли не является чем-то уникальным. Но я уверен, что в ближайшие несколько лет ситуация начнет меняться.
Во-первых, в России самая протяженная сеть трубопроводов в мире — более 200 000 километров. И по нормативам ежегодно надо менять около 5% труб. После перестройки часто на нормативы смотрели сквозь пальцы.
Проекты господдержки помогли создать большие мощности для строительства труб в соответствии со всеми международными стандартами, включая прокладку труб под водой.
— Господдержка была одним из основных факторов развития индустрии в прошедшем году. Благодаря чему, вы полагаете, трубная отрасль будет развиваться в этом году?
— По нашим оценкам, нефтяные компании существенно увеличат закупки труб в этом году. Данные разных аналитиков говорят, что 2009 год стал едва ли не самым прибыльным для российских нефтяников. Суммарная чистая прибыль компаний превысила 60 миллиардов долларов.
При этом на закупку труб нефтяники тратили незначительные средства, по нашим оценкам, тоже около 60 миллиардов, но рублей. Так что трубникам, как и бурильщикам, геологам работы в текущем году должно хватить.
Источник: Независимая газета