У микрофона — ведущий Игорь Гмыза.
Недавно в Государственную Думу был внесён проект закона «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации». Многие уже назвали его революционным. Если он будет принят, ГИБДД утратит право на проведение ежегодного государственного технического осмотра. Зло это или благо? Станут ли безопаснее наши машины, если проверять их техническое состояние будут не люди в погонах, а гражданские эксперты?
Гость в студии — один из авторов проекта, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Николаевич Шишкарёв.
— Техосмотры сегодня действительно головная боль для очень многих автовладельцев. Но, судя по статистике, не для всех, а только для 36 процентов, которые проходят техосмотр официально, остальные 64 процента решают эту проблему при помощи знакомств, связей и взяток. Не выступят ли против новой инициативы в первую очередь сами автовладельцы, которые уже привыкли решать проблемы техосмотра подобным образом?
Как думает С. Шишкарёв, оппонентов у разработчиков данного законопроекта будет много. Бояться ли этого, покажет время. Но, по его мнению, бояться ничего не нужно, потому что идея предлагается здравая, которая позволит разрушить монополию ГИБДД на проведение технического осмотра. Разработчики надеются, что применение правила обязательного технического осмотра без участия государственных контролирующих органов не увеличит затраты тех, кто этот техосмотр проходит.
И одна из основных целей, которая ставится, — чтобы нормальное проведение технического осмотра с получением всех сертификационных документов о его прохождении способствовало безопасности дорожного движения. Потому что те 64 процента, которые решают вопрос о техосмотре за счёт знакомств и взяток, на самом деле порой оказываются в ситуации, когда они сами и могут причинить кому-то ущерб и могут погибнуть на дорогах. Потому что талон технического осмотра и пригодный к эксплуатации автомобиль — это не совсем одно и то же.
— Какой процент автоаварий со смертельным исходом или тяжкими последствиями происходит именно вследствие технических неисправностей автомобилей?
Как сказал С. Шишкарёв, статистика такая есть, но она исключительно лукавая, потому что как раз органам ГИБДД очень невыгодно давать реальную статистику по этим причинам, потому что это станет прямым указанием на то, что автомобили, эксплуатирующиеся и попадающие в аварии, должного технического осмотра не проходили. Покупные талоны техосмотра, которые не сопровождались реальными техническими действиями по проверке исправности автомобиля, и приводят к тяжёлым последствиям.
— Какими документами сегодня регулируются процедура и порядок прохождения техосмотра автомобиля?
Ссылка на проведение государственного технического осмотра автомобиля, пояснил гость в студии, есть в законе «О безопасности дорожного движения», а регулируется всё внутренними приказами Министерства внутренних дел и распоряжениями, являющимися не законами прямого действия, а нормативно-правовыми актами, которые издаются и обсуждаются на уровне органов исполнительной власти.
— Разработчики законопроекта считают, что данный вопрос нужно повысить в статусе и придать ему статус федерального закона?
По словам С. Шишкарёва, они не только так считают, но убеждены, что прежде всего необходимо исполнить конституционную норму, потому что непрохождение государственного технического осмотра влечёт достаточно серьёзные последствия, в частности вплоть до запрета эксплуатации автомобиля, а это уже есть ограничение свободы передвижения граждан. В Конституции же РФ чётко написано, что подобные вещи: как-то плата, налоги, различные сборы, в том числе и ограничение свободы передвижения гражданина, — могут регулироваться только законами прямого действия, то есть федеральными. И в данном случае это будет нормой Конституции.
— Почему многие идут в обход законной процедуры прохождения обязательного государственного технического осмотра, хотя это заведомое нарушение закона?
По мнению С. Шишкарёва, принципиальных причин здесь две. Первая-то, что люди не хотят сталкиваться с волокитой, длинной и противной бюрократической процедурой, не хотят подвергаться унижениям, которые подчас происходят в момент прохождения техосмотра, элементарно не хотят терять время, потому что в некоторых субъектах и города техосмотр может занимать не один день. И самое главное — не секрет, что порой создаются специальные препятствия к тому, чтобы людям дополнительно заморочить голову и склонить их к тому, что лучше вопрос техосмотра решить за счёт каких-то неформальных действий (подношений, взяток, подарков и т.п.).
Вторая причина (естественная, но не допустимая) — когда речь идёт о том, чтобы пройти техосмотр либо на неисправном, либо на угнанном автомобиле. Потому что в момент прохождения техосмотра обязательным является сверка всех технических данных автомобиля с его документами (техпаспортом) и наличием автомобиля в базе данных.