К дискуссии в Центре социально-консервативной политики (15.03.2008)
Тема очередного заседания ЦСКП обозначена как «Создание налоговых стимулов к росту и модернизации экономики». Но почему мы сосредоточили внимание только на одном механизме — снижении налогов? Не менее эффективными могут быть и другие способы стимулировать обновление. Мне ближе тема транспорта, поэтому буду говорить о нём.
Не секрет, что несоответствие транспортных средств требованиям безопасности все чаще становятся причиной крупных катастроф с тяжелыми значительными последствиями для окружающей среды.
Техника устарела:
По данным МЧС, уже в ближайшем десятилетии экономические потери от стихийных бедствий и техногенных катастроф могут сравняться с приростом ВВП.
Но даже если бы угроза техногенных катастроф не была столь очевидна, нам необходим рыночный механизм, который бы делал для перевозчиков невыгодным эксплуатировать физически и морально устаревшую технику, потребляющую слишком много топлива, требующую частого ремонта и т. д.
Я полагаю, подтолкнуть транспортные компании к обновлению технического парка может обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков и грузовладельцев с дифференцированными ставками страховой премии (более высокими для физически и морально устаревших транспортных средств).
Должен действовать принцип «Обновление рублём»: за современную технику платишь минимум, за старую — по полной программе. Такой механизм позволяет одновременно:
Конкретные ставки предполагается рассмотреть в специальном законопроекте, для работы над которым в Госдуме понадобится создание многопрофильной рабочей группы.
Аналогичный принцип финансового стимулирования обновления производственных фондов может быть применен в других отраслях экономики.
Еще одним перспективным механизмом обновления, на который следует обратить внимание, является ускоренная амортизация. Пока что вследствие недооцененности амортизационных отчислений их объем вчетверо ниже объема капиталовложений, необходимых для простого воспроизводства основных фондов. А ведь это испытанный рычаг государственного регулирования инвестиций, составляющий львиную долю в общем объеме капиталовложений лидеров мировой экономики.
Сергей Шишкарев, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту