Глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев обещает, что законопроект, переживший несколько редакций и раскритикованный президентом Медведевым, после переработки будет принят в окончательном чтении 15 июня. Главная новация, присутствовавшая в законопроекте с самого начала, осталась без изменений: функции техосмотра передаются из ведения МВД аккредитованным частникам — дилерским центрам и коммерческим центрам техобслуживания. На полную отмену техосмотра законодатели не готовы.
Вчера депутат-единоросс Сергей Шишкарев сообщил о том, что возглавляемый им комитет по транспорту будет рекомендовать Госдуме принять вышеупомянутый законопроект во втором чтении уже 13 мая. Третье, окончательное чтение может состояться уже в середине июня, пояснил он. Если закон будет оперативно одобрен Советом Федерации, то президент его может подписать уже к 1 июля. «В таком случае через 180 дней, т. е. с 1 января 2012 года, новые правила техосмотра заработают», — пояснил «МН» Сергей Шишкарев.
Заметим, что согласно законопроекту главная новелла — передача функций техосмотра от органов МВД в руки частников — будет внедряться в жизнь постепенно. После вступления закона в силу в течение двух лет автовладелец будет иметь право выбора: проходить ГТО либо через ГИБДД, либо через дилерские центры и центры техосмотра. По истечении переходного периода право выдавать талоны ТО будут иметь только аккредитованные автосервисы.
Кто будет проводить аккредитацию, определит правительство уже после вступления закона в силу. Но сам Шишкарев предполагает, что этим займется все то же МВД или, возможно, Минтранс. «Будет разработан перечень требований к организациям, которые будут заниматься техосмотром», — пояснил депутат.
Все эти предложения содержались и в проекте закона о ГТО, который был разработан еще два года назад группой депутатов во главе с Сергеем Шишкаревым и первым вице-спикером Думы Олегом Морозовым. Законопроект вызвал неодобрение правительства, был переработан, в прошлом году внесен и принят в первом чтении. И уже этот вариант вызвал критику со стороны президента. Дмитрию Медведеву не понравились две нормы: одна наделяет техцентры правом выдавать талоны технической исправности, другая позволяет центрам обязательного техосмотра за дополнительную плату проводить устранение выявленных поломок. По мнению президента, такое совмещение функций является потенциально коррупциогенной нормой. Кроме того, в первой редакции было записано, что центры ТО получают право по своему усмотрению определять плату за техобслуживание (хотя и в пределах максимальной платы по региону). Повторная отправка на согласование в правительство привела к искусственному затягиванию, сетует Сергей Шишкарев. По его мнению, в этом виноваты «антилоббисты» из МВД и Минэкономразвития. Он призвал «закончить эти абсолютно непонятные затяжки со стороны правительства, которое должно передать думскому комитету свои замечания ко второму чтению».
Правительство, впрочем, сегодня публичных возражений не высказывает, что неудивительно, поскольку президент Медведев перед праздниками на встрече с активом «Единой России» назвал ТО в его нынешнем виде «бессмысленной процедурой» и предложил либо вовсе его упразднить, либо сделать техосмотр «беспроблемным для граждан». Вице-премьер Игорь Шувалов сообщил вчера, что 5 мая он проведет совещание по техосмотру, а до 13-го определится с содержанием законопроекта и доложит об этом Медведеву. «Это реалистичный сценарий, с учетом тех пинков, которые все получили», — замечает депутат Шишкарев.
Идея изъятия у правоохранителей права на проведение ТО начала обсуждаться еще в 2006 году, и к настоящему времени инструментальный техосмотр у частников стал обычной практикой. «Автодилеры готовы взять на себя функцию проведения ГТО», — подчеркнул в беседе с корреспондентом «МН» гендиректор информационного портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. По его мнению, «дилер не будет заинтересован за взятку выписывать талон техосмотра или пропускать заведомо неисправный автомобиль, поскольку он своим штампом отвечает за неисправный автомобиль, а это чревато уголовным наказанием».
Между тем не у всех в профессиональной среде новые правила техомотра вызывают восторг. Необходимо разделить техническое регулирование и административные функции, считает профессор МГТУ «МАМИ» Сергей Зубриський, один из разработчиков ныне действующих правил техосмотра. «Если коммерческие организации сами выдают талоны ТО, то их зарплаты зависят от числа выданных талонов, — пояснил он „МН“. — Фактически мы начинаем легализованную торговлю талонами. Этого нет нигде в мире». Зубриський напоминает, что в 1995–1997 годах в 13 регионах России уже проводился эксперимент по передаче функций ТО коммерческим юрлицам. «В результате аварийность возросла в 2,5–3 раза», — утверждает профессор. По его мнению, техобслуживанием и подготовкой к осмотру могут заниматься частники (что они и так делают), но для выдачи талонов надо создать новую государственную организацию с административными функциями.
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что МВД вместе с депутатами пытается спасти государственный техосмотр, «в то время как президент недвусмысленно призвал к полной его отмене». По мнению лидера ДАР, то, что новый законопроект предполагает большой переходный период, чревато саботажем всех новаций. «Подавляющее большинство личного транспорта не требует обязательного техосмотра», — заявил «МН» Похмелкин.
В ГИБДД пока не готовы обсуждать исключение автоинспектора из процесса техосмотра, хотя это предполагается не только законопроектом депутата Шишкарева, но и законом о полиции. Но, как пояснили «МН» в отделе пропаганды департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД, сотрудники инспекции воздержатся от комментариев до утверждения закона и его подписания президентом.
Источник: МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ