В Киеве опять идут позиционные бои, трибуны Верховной Рады то и дело оказываются осажденными, а стремительные перегруппировки в рядах украинских оппозиционеров способны в одночасье изменить политический ландшафт парламента совершенно неожиданным образом.
Нынешняя неделя ознаменовалась боями вокруг закона о правительстве и обвинениями в адрес этого самого правительства в сдаче национальных интересов и тайном сговоре с «Газпромом».
По результатам встречи с президентом Виктором Ющенко спикер парламента Александр Мороз заявил, что Верховная Рада не будет голосовать за три ключевые поправки президента Виктора Ющенко к закону о Кабинете министров. По его словам, «мы договорились, каким образом будем снимать напряжение и демонстрировать обществу единство ветвей власти — будет создана рабочая группа из представителей Кабинета министров, Верховной Рады и Администрации президента, которая доработает текст закон о Кабмине. И дополнения, если они не будут вызвать противоречий, в четверг будут приняты в целом или в первом чтении с последующим голосованием на следующей пленарной неделе».
Виктора Ющенко, как известно, не устраивают положения закона о правительстве о том, что коалиция на 16-й день может самостоятельно вносить кандидатуру на должность премьера, кандидатуру на должности министров иностранных дел и обороны, а также то, что все законодательные инициативы президента вступают в силу после подписи в Кабмине. 12 января Рада преодолела вето президента на этот закон, а 19 января Ющенко повторно его ветировал, мотивировав это тем, что принятый 12 января текст закона отличается от первого варианта, который он ветировал.
5 февраля Виктор Ющенко обратился в Конституционный Суд с просьбой проверить на соответствие Конституции закон о Кабмине в целом и постатейно. Верховная Рада намерена рассмотреть изменения в закон 8 февраля.
Вторая парламентская интрига имеет энергетическую составляющую. Сделанное Владимиром Путиным 1 февраля заявление о готовности Украины допустить Москву к управлению своей газотранспортной системой (ГТС) в обмен на добычу газа в России и получении его по более низкой цене вызвало в Киеве громкий политический скандал. Оппозиция обвинила правительство Януковича в «сдаче главного актива», министры путались в показаниях, но в итоге поклялись не отдавать трубу, и Верховная рада 6 февраля приняла закон, запрещающий ее отчуждение. Эти события, по мнению экспертов, ставят крест на переговорах о газотранспортном консорциуме и угрожают существованию «РосУкрЭнерго».
В частности, закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о предприятиях магистрального трубопроводного транспорта» запрещает реорганизацию, снятие, присоединение, преобразование госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта и их приватизацию. А также отчуждение их имущества, передачу его с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, передачу имущества и акций таких предприятий в уставный фонд других юрлиц. Все это касается также имущества и акций НАК «Нафтогаз Украины», в отношении предприятий которого не могут возбуждаться дела о банкротстве.
А между тем, бывший глава НАК «Нафтогаз Украины» депутат Алексей Ивченко назвал обозначенную Путиным схему «ловушкой». По его словам, «законы России позволяют вывести газ за ее территорию только по индикативной цене, то есть не ниже, чем 230 долл. за 1 тыс. куб. м. Таким образом, Украина не получит дешевый газ, а менять законы для нее никто не будет». Ивченко также напомнил о прецедентах, когда иностранные компании, занятые разработкой газовых месторождений, под давлением властей были вынуждены продавать свои акции «Газпрому».
В свою очередь, лидер БЮТ Юлия Тимошенко обвинила правительство в тайном сговоре с «Газпромом» и потребовала запретить всякое отчуждение ГТС как основы независимости Украины. А депутаты БЮТ утром во вторник заблокировали открытие 3-й сессии Верховной рады и вызвали в парламент премьер-министра Виктора Януковича, чтобы послушать его комментарии к словам Путина. Премьер, называвший идею обмена активами с Россией «перспективной», дал задний ход: по его словам, речь идет не о доле в действующих газопроводах, а о доле в новой ветке газопровода Богородчаны — Ужгород, которую планируется строить вместе с Россией. Но это объяснение «оранжевых» не устроило. Вопрос встал ребром, в результате Рада абсолютным большинством голосов приняла закон о запрете отчуждения и приватизации ГТС.
Юлия Тимошенко назвала принятый закон «историческим», поскольку он «сохраняет политический и энергетический суверенитет Украины». Более того, к лету Тимошенко пообещала удалить с газового рынка компанию «РосУкрЭнерго», причем сделать это через суд. Виктор Ющенко идею избавиться от «РосУкрЭнерго» поддержал и одновременно начал в Конституционном суде процедуру возвращения президентских полномочий.
А между тем, директор киевского Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик уверен, что Путин раскрыл детали газовых переговоров с Украиной неслучайно. «У них с Януковичем были некие договоренности, но их реализация затянулась, и Москва решила подтолкнуть Киев», — заявил он РБК daily. По словам эксперта, хотя единого плана развития энергетики у правительства нет, акционирование ГТС с передачей России части акций невозможно. «На мой взгляд, Москве предложат создание управляющей компании, чтобы снять вопросы отбора газа и модернизации системы, — продолжает г-н Кулик. — Что касается надежд на дешевый газ, то вряд ли Азаров их питает. Его громкие заявления просто готовят почву для переговоров».
Российские парламентарии из «Единой России» — политические союзники Партии регионов, поспешили обвинить своих украинских коллег в «комплексах и страхах». Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев, комментируя принятый Верховной Радой законопроект, закрепляющий газотранспортную систему Украины в государственной собственности и запрещающий её использование в качестве актива при создании совместных предприятий, заявил: «Единственной причиной для подобного голосования стало появление перспективы тесного сотрудничества между Россией и Украиной в сфере добычи и транспортировки газа. Как известно, о подобной возможности упомянул во время своей ежегодной встречи с журналистами Президент России.
Проявление готовности к такому сотрудничеству означало бы, что украинская элита перестала подозревать нашу страну в намерении уничтожить политический и экономический суверенитет Украины. Действительно, в украинском политическом пространстве появились силы, готовые к тесному взаимовыгодному партнерству с Россией. Выразителем данной позиции, отвечающей интересам украинского народа, стал, в частности, Николай Азаров.
К сожалению, ему и его единомышленникам не удалось преодолеть предрассудки, укоренившиеся в украинской политической верхушке. В результате, популистские лозунги Юлии Тимошенко были поддержаны даже теми группами, которые стояли за проектом использования трубопроводной системы Украины в качестве актива при образовании российско-украинского концерна, занимающегося одновременно газодобычей и транспортировкой. Поставлен барьер сотрудничеству, способному принести России и Украине экономические выгоды и укрепить позиции наших стран в мире.
Но, несмотря на то, что реализация взаимовыгодного проекта на этот раз не удалась, необходимо вновь и вновь обращаться к украинской стороне с предложениями тесного сотрудничества. В конце концов, честность и открытость российской позиции сможет преодолеть страхи и комплексы украинской политической элиты, мешающие ей видеть реалии современного мира«.
Чем грозит Украине очередной политический конфликт и какую роль в нормализации ситуации может сыграть Россия? Ответить на эти вопросы МиК попросил Валерия Хомякова, генерального директора Совета по национальной стратегии:
— На Украине сегодня возможно все, любые потрясения, и нам бы желательно, особенно, высшим лицам государства, чуть поаккуратнее делать свои высказывания. Потому что каждое слово, которое исходит от российского руководства, от российских политиков, там ловят. И каждая из противоборствующих сторон пытается получить из этого свои дивиденды.
Понятно, что Тимошенко давно критиковала наше газовое соглашение с Украиной, создание совместной компании и т. д. И понятно, что она сейчас пытается разыграть там патриотическую карту, используя еще и ту ситуацию, которая связана с законом о правительстве, который явно не устраивает Ющенко.
Но нам в такой ситуации надо вести себя аккуратнее. И я надеюсь, что когда президент Путин встретится в феврале с президентом Ющенко, а, судя по всему, эта встреча все-таки должна состояться, некоторые вопросы будут сняты, и от этой встречи будет зависеть многое.
Прежде всего, станет ясно, насколько мы сможем помочь украинскому политическому классу как-то успокоиться и прийти в чувство. Потому что ничего хорошего для украинской экономики эти скандалы, конечно, не несут. К тому же, от этого просто пострадают люди.
— Наблюдатели отмечают, что Путин сделал такие заявления неслучайно. Значит, компромиссы действительно возможны, и наша долгая кампания в защиту одинаково высоких рыночных цен для всех потребителей может закончиться тем, что от этих принципов придется отказаться. Нет ли здесь двойных стандартов?
Ну, что касается энергетических соглашений и двойных стандартов в них, то вся политика — это двойные стандарты, а иногда и тройные, и даже четверные. И обвинения в двойных стандартах, когда один политик обвиняет в этом другого — это все равно, что один хромой встретил другого и над ним смеется, что тот тоже хромой. Жизнь у нас такая…
И я думаю, что уступки в этой сфере с нашей стороны по части цен возможны, и это будет связано со многими обстоятельствами, в том числе, и с внутриполитической ситуацией на Украине. Потому что эта ситуация очень сложна и подвижна. И пока совершенно непонятно, кто в ней побеждает. На весах ежедневного противостояния то будто бы, у одних шансов больше, то вдруг оказывается, что у других.
Что касается Тимошенко, то понятно, что она играет на роспуск Верховной Рады, и все ее попытки, в том числе, блокировать трибуны, предпринимаются для того, чтобы устроить досрочные парламентские выборы, что сейчас, на мой взгляд, отчасти выгодно и президенту Ющенко.
— А как вы оцениваете ситуацию с точки зрения политических позиций Виктора Ющенко? С уходом Тарасюка в его команде убыло, но сейчас он предпринимает попытки пересмотреть закон о правительстве и вернуть себе часть полномочий.
Его позиции в последнее время достаточно серьезно пошатнулись, в том числе, в связи с принятием этого закона о правительстве и скандалом вокруг него. Вместе с тем, я думаю, что и там компромисс возможен. Потому что понятно, что Верховная рада и Мороз распускаться не захотят. Это точно на 100%. И наша задача здесь — поддержать президента Ющенко и не пытаться устроить там очередную бучу, что мы иногда делаем по своей либо глупости, либо недопониманию того, что там происходит на самом деле.
А надо не забывать, что Ющенко все-таки — самый легитимный член украинского руководства и он пользуется уважением на Украине, может быть, не столь большим, как у нас президент Путин, но, тем не менее, это авторитетный лидер.
Кроме того, если мы в отношении его предпримем какие-либо неблаговидные действия, то Запад этого не одобрит и не допустит, так как ему это совсем не нужно. И нам сейчас ссориться с Западом по каким-то внешнеполитическим вопросам, накануне начала у нас избирательной кампании, тоже совсем не нужно.
Поэтому на Украине нам очень важно вести умную и тонкую политику, в том числе, ориентированную на поддержку президента Ющенко.
— А как Вы оцениваете шансы Украины с точки зрения ее дальнейшей евроатлантической ориентации? В том числе, в связи с уходом Тарасюка и обострившейся там внутриполитической борьбой? Имеют ли, на ваш взгляд, основания высказывания некоторых экспертов о том, что после ссоры России с Белоруссией на постсоветском пространстве обострятся антироссийские настроения, которые приведут к созданию очередной фронды, возможно, в энергетической сфере, где Украине уготована не последняя роль?
Я думаю, что это маловероятно. Да и Западу это совсем не надо. Все эти рассуждения о том, что Запад спит и видит, чтобы нанести России какой-то вред, активизировать создание антироссийской фронды на постсоветском пространстве, построить очередной санитарный кордон вдоль границ России и т. д. — они несостоятельны. Запад разный, и там тоже дураков полно среди политиков, как и у нас, кстати. Но там есть и разумные люди, весьма прагматичные, которые вовсе не заинтересованы в том, чтобы создавать вокруг России очаги нестабильности, в том числе, с участием Украины.
Если же говорить об евроатлантической ориентации Киева, то всем понятно, что это пока только разговоры. И все, кто сегодня об этом говорит, в том числе, ушедший со своего поста Тарасюк, отдают себе отчет в том, насколько сложен и долог этот процесс.
Кроме того, если отвечать на вопрос, нужна ли Украина Европе в том виде, в каком она существует сейчас, то я боюсь, что этот ответ будет отрицательным. И активное втягивание Украины в Североатлантический альянс, очевидно, приведет к шоку само НАТО, если они соберутся Украину туда принимать. Там тоже есть много достаточно умных людей, которые прекрасно понимают, к чему в итоге это может привести.
— А представляются ли Вам ясными внешнеполитические ориентиры Виктора Януковича?
Янукович лавирует, и это всем понятно. С одной стороны, он хочет показаться на Западе «прозападным», доказать, что они ошибались, когда в свое время не сделали на него ставку. У нас же он говорит совсем другое и хочет показаться пророссийским, он заявляет, что «мы никуда не хотим, и нам никакое НАТО не нужно, и мы будем проводить референдум, чтобы народ высказался, и только потом все решим».
Вот это лавирование, кстати, свидетельствует о том, что его позиции сегодня пошатнулись еще более серьезно, нежели у Ющенко. И, несмотря на то, что закон о правительстве уже принят Верховной Радой, я думаю, что переговорный процесс будет продолжен и, скорее всего, Верховная Рада даст задний ход по этому вопросу. Потому что превращаться полностью в парламентскую республику для Украины, на мой взгляд, преждевременно, как, впрочем, и для нас.
Там партийно-политическая система еще не устоялась, партии возникают, исчезают, кто-то попадает в Верховную Раду, кто-то рассыпается, создаются новые блоки и т. д. То есть, ситуация очень подвижная и для создания парламентской республики страна совершенно не готова. И те украинские политики, которые считают, что это для страны будет благом, ошибаются.
Я считаю, что все как раз наоборот. На мой взгляд, только президентская республика с сильным президентом и достаточными у него полномочиями позволит Украине сохранить сильную государственность, и, в том числе, свою территориальную целостность. А угроза в этой сфере есть серьезная и уже давно. Об этом знает вся Украина и мы тоже об этом знаем. И задача России — постараться удержать Украину от того, чтобы она сползла в этот межтерриториальный внутренний раскол.
Поэтому мы должны играть «в Ющенко», но при этом не забывать и о Януковиче, так как он, в принципе, наш ставленник и мы во многом выиграли от того, что он стал премьер-министром. Но, тем не менее, нам надо постараться убедить этих двух популярных политиков — Ющенко и Януковича, в том, чтобы они пошли друг другу на уступки. И, в первую очередь, мы должны потребовать это от Януковича
ИА МИК, 08.02.2007