Российское образование всегда самым тесным образом было связанно с процессом воспитания, с формированием моральных установок и жизненной идеологии. Одна из главных проблем современной молодежи это идеологическая растерянность и отсутствие моральных ориентиров. Для меня проблемы образования, как для любого родителя, это очень близкие и понятные проблемы. У меня восемь детей, так что я, как никто другой, заинтересован в развитии и повышении качества российского образования, для меня это личная задача, задача всей жизни. Мне кажется, что ключевым моментом в развитии российского образования является сохранение всего лучшего, что было в русском гимназическом и университетском образовании, тех традиций, на которых еще держалась советская образовательная система.
Смысл этой системы в том, чтобы через образование создавать полноценную, идеологически и морально мотивированную личность. А сейчас из нашей средней и высшей школы воспитательный процесс полностью исчез. Если в средней школе еще какая-то воспитательная работа ведется, то наша студенческая молодежь предоставлена сама себе. Раньше, вспомните, в вузах были комсомольские организации, научно-студенческие общества, спортивные секции, работали профсоюзы, велась общественная жизнь. Увы, сегодня в вузах совершенно не ведется внеаудиторная работа, образовался настоящий вакуум, следствием которого во многом стала политическая и моральная дезориентация молодежи. Эту ситуацию нужно срочно менять.
Понимая это, я лично заинтересован в успехе национального образовательного проекта, и, как человек дела, стал одним из инициаторов двух больших программ в области образования, рассчитанных на длительную перспективу. Первая из этих программ это школа бразильского футбола, которую я создаю в России при участии партии «Единая Россия». Второй проект, который мы создали вместе с Михаилом Маргеловым и Андреем Кокошиным Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб». Целью этого проекта является формирование нового, социально ответственного политического класса. Мы должны убедить наших студентов, что в российском государстве можно построить нормальную карьеру, не карьеру взяточника, не карьеру коррупционера, а достойную честную карьеру человека, служащего своей стране, своим идеалам. К сожалению, последние 15 лет нам навязывали мысль, что все измеряется исключительно деньгами, что основным в жизни является материальный успех. Никто не отрицает, что материальная составляющая вещь очень важная, но не следует забывать и о других важных факторах: ценностной ориентации, моральных законах, национальных традициях, идеологии. Нельзя жить по принципу «Где пиво лучше, там и Родина». Нашей задачей, задачей создателей Фонда «Государственный Клуб», и является создание идеологической мотивации в студенческой среде.
Наряду с воспитательными и идеологическими задачами, ключевой проблемой образования остается проблема его качества. Ситуация здесь близка к катастрофической. Число студентов высших учебных заведений у нас постоянно растет. По данным показателям мы уже обогнали США и многие страны Европы, но при этом более 70% российских выпускников не работают по специальности. Получается, что высшее образование никак не соотносится с рынком труда, не выполняет своей непосредственной задачи: воспроизводства квалифицированных кадров. Каждый год открываются какие-то вузы, получаются лицензии, университеты и академии растут как грибы после дождя, и при этом очень низкий уровень образования, слабые преподаватели и студенты. Создается впечатление, что построена коррупционная машина. Образование у нас стало превращаться в нечистоплотный бизнес. Какой-то предприниматель, для того чтобы заработать денег, берет комплект документов, раздает взятки, получает лицензию, а потом предоставляет платное образование, качество которого никого уже не интересует.
Еще хуже, когда получение образования становится способом легализации уклонения от службы в армии. Налицо процесс кадровой и профессиональной деградации. Если эти негативные тенденции не переломить в ближайшие пять лет, то мы просто не сможет обеспечивать элементарную безопасность нашей страны.
Общаясь с руководителями предприятий, транспортного комплекса, портовых структур, судоходных компаний, я понимаю, что мы очень много теряем в среднетехническом образовании. У нас исчезла целая система воспроизводства технических кадров: ПТУ. Хоть это и было не престижно, но на самом деле готовилась очень нужная прослойка квалифицированных специалистов среднего уровня. Мы же везде сейчас требуем, чтобы росла производительность труда, чтобы были квалифицированные специалисты. А получается, что людям даже негде получить это самое образование, которое им дает шанс нормально зарабатывать. Вот этой проблемой тоже должно озаботиться Минобразования. За этими вещами нужно следить, нужно укрупнять вузы, увеличивать их финансирование. Но, с другой стороны, нужно ставить под контроль вопросы качества образования и его направленность.
Согласно проведенным опросам, большинство россиян не верят в национальные проекты и считают, что выделенные на них деньги просто будут разворованы. В целом это связано с недоверием к власти. Люди видят, что многие вещи, декларируемые с трибуны, на практике не реализуются на уровне исполнителей. Лимит доверия к власти во многом исчерпан. Разубедить людей можно только одним: необходимо реально реализовывать национальные проекты на практике.
Дата: 14 апреля 2006
Источник: портал KM.RU
Название: «Качество российского образования это вопрос безопасности страны»