Правительство РФ обсудило программу реформирования российских дорог. На очередном заседании правительства министр транспорта Игорь Левитин отметил, что только 37,7% федеральных и 24% территориальных дорог на данный момент соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, а 81% федеральных дорог не соответствуют современным нагрузкам, которые обычно используются при международных перевозках.
В связи с этим министр предложил увеличить бюджетное финансирование дорог с 1% ВВП до 2,5% ВВП на федеральном уровне, а на региональном до 4% ВВП. Министр транспорта обозначил основной приоритет работы своего ведомства, который выражен принципом «пользователь платит». Если последовательно применять этот принцип, то деньги на строительство, содержание и ремонт российских дорог должны поступать совсем из других источников.
А вот предложение о частичном перечислении на нужды дорожного хозяйства таможенных пошлин от импорта автомобилей и запчастей к ним не подкреплено экономическим обоснованием. И уж совсем экзотической выглядит идея использования на эти нужды части прибыли страховых компаний, ведь доходы от страховой деятельности распределяются по строгим, статистически обоснованным нормативам. Озабоченность Минтранса стабильностью финансирования отрасли понятна, и законодатели ее разделяют. Однако упор на неналоговые источники доходов вряд ли будет способствовать достижению такой стабильности.
Другое дело — привлечение в отрасль частные инвестиции, в первую очередь на условиях государственно-частного партнерства. Именно так ставится вопрос в Концепции реформирования дорожного хозяйства РФ, представленной Минтрансом на рассмотрение Правительства. Сфера применения этой формы достаточно широка: это и автодороги на подъездах к крупным городам, транспортным узлам, курортным зонам, и скоростные объездные пути, и подъездные пути к промышленным объектам. Главная задача отрасли — своевременная, а лучше — ускоренная, реализация предложений по переходу к финансированию дорожного хозяйства по утвержденным нормативам.
Важнейшим условием этого является завершение работы над проектом Закона об автомобильных дорогах и дорожном хозяйстве, застрявшим в ведомственных кабинетах, а также принятие ряда нормативных актов в развитие Федерального закона «О концессионных соглашениях», без которых сложно говорить о дальнейшем развитии сотрудничества государства и бизнеса в новых условиях.
Источник — КМ-онлайн, 15.06.07