Что даст прошедшее международное мероприятие Мурманской области
Вот и Второй мурманский международный экономический форум ушел в историю. В этом году он помимо порядкового номера получил еще и приставку «арктический», чем сделан акцент не только на развитии заполярного региона, но и Арктики в целом. Как и в прошлом году, основными лейтмотивами обсуждений на форуме стали Штокман и Мурманский транспортный узел, имеющие общефедеральное значение. Однако были на нынешнем мероприятии и более близкие (по крайней мере, по срокам реализации) для заполярных жителей вопросы. О части из них мы уже рассказали (смотри «КП» за 2, 4 и 5 октября и на сайте kp.ru), а кое-о чем расскажем сегодня. Заодно сравним с прошлогодними «авансами».
15 тысяч рабочих мест
Сегодня Арктику, и Заполярье в частности, сложно представить без Штокмана. По оптимистичным прогнозам, это месторождение принесет в область около 60 миллиардов долларов. Разведали Штокман в 1988 году в 600 км на северо-восток от Мурманска, но использовать так до сих пор и не начали. На прошлом форуме было сказано, что окончательное инвестиционное решение по реализации проекта первой фазы освоения месторождения будет принято в первой половине 2010 года. Ожидания эти не оправдались. На нынешнем форуме звучали уже другие сроки и тоже весьма близкие. Теперь, по словам главного исполнительного директора компании «Штокман Девелопмент АГ» Алексей Загоровский, инвестиционное решение примут в марте 2011 года.
На месторождении пробурят 16–20 добычных скважин, производительность которых составит в итоге 7,5 млн тонн сжиженного газа в год. А построенный для этих целей завод примет на работу до тысячи тружеников.
К концу срока разработки месторождения — примерно в середине XXI века — число рабочих мест может вырасти с одной до пятнадцати тысяч. К слову, запасы месторождений первой фазы освоения составляют объем всего мирового потребления за полтора года.
Строить новые ледоколы в срочном порядке
Развитие арктических морских портов, транспортное сообщение по Севморпути и все, что с ним связано, — также было одной из важнейших тем для дискуссий. Напомним, в прошлом году на форуме было заявлено, что Мурманский транспортный узел (МТУ) принесет региону более 7 млрд долларов. Само собой, рассматривать перспективы МТУ можно лишь в связке с освоением Штокмана. Поэтому первые реальные шаги еще только предстоит сделать.
— Порт Мурманск может стать связующим звеном на важнейших направлениях международных грузоперевозок, — уверенно заявил генеральный директор ОАО «Мурманский транспортный узел» Андрей Шаповальянц. — Его преимущества: уникальное положение порта — незамерзающий залив, прямой выход в Мировой океан и близость к международным транспортным путям.
Как отметил председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, в 2010 году на Севморпути стали активно осуществлять доставку нефтепродуктов на Чукотку, углеводородов — в Китай, а также транзитные перевозки из Норвегии в Китай. Вообще доставке транзитных грузов из Европы в Поднебесную уделяется особое внимание.
По прогнозам, через 5 лет объем перевозок по Северному морскому пути достигнет 380 миллионов тонн, а к 2020-му — 450 млн.
Это приводит к необходимости строительства новых атомных ледоколов и развития мурманского порта, причем, в неотложном порядке.
Прозвучала и критика в адрес транспортного узла, касалась она в первую очередь экологической безопасности региона. Например, предлагается перегрузку угля и апатита перенести на западный берег Кольского залива, чтобы не загрязнять атмосферу в Мурманске. Но ширина залива в районе Мурманска всего 800 метров, так что особо далеко «не навыносишь»… Этот вопрос тоже придется решать.
Бережем энергию
Как и в прошлом году, важное место было отведено теме энергоэффективности региона. Последние федеральные законодательные инициативы делают на это особый акцент.
— Использование возобновляемых источников энергии является приоритетной задачей для всех регионов, — отметил ведущий конференции, вице-спикер областной Думы Игорь Сабуров. — Мурманская область — не исключение.
В этом вопросе Заполярью есть чем похвастаться. На промышленный поток данные инновации пока не поставлены, но единичный опыт — тоже неплохо.
Так, вот уже почти 40 лет на побережье Баренцева моря в поселке Ура-Губа работает Кислогубская приливная электростанция. Использовать водную энергию для получения электричества планируется и в губе Долгая-Восточная, где власти региона намереваются создать аналогичную станцию.
Демонстрационная ветроэнергетическая установка, построенная в Мурманске в районе отеля «Огни Мурманска», обладает мощностью в 200 кВт. В перспективе в регионе могут появиться и более мощные установки, например в 200 мВт — вдоль дороги Мурманск — Туманный — Териберка. «Мельницы» будут установлены на расстоянии до 1 км от основной автодороги. Ежегодная выработка электричества будет равняться 620 ГВтч.
Новый закон о промышленности
Перспектива создания на территории нашего региона промышленных парков и округов удостоилась отдельного обсуждения. Такие объекты могут появиться в Мурманской области уже в обозримом будущем. Сегодня мощности и площади многих промышленных предприятий региона задействованы лишь на 50–60%. Создание индустриальных парков позволит существенно снизить издержки, возникающие в связи с простоями.
Данные комплексы включают объекты недвижимости, производственные, складские, офисные помещения, расположенные на одной или нескольких примыкающих друг к другу территориях и обладающие единой концепцией развития, юридической, технической, коммунальной и транспортной инфраструктурой.
В перспективе в Заполярье появятся целые промышленные округа. Уже намечены три: Мончегорский, Апатитско-Кировский и Ловозерско-Оленегорский.
То, насколько важна эта тема, подтверждает и проект регионального закона «О промышленной политике Мурманской области». В нем технопаркам и промышленным округам отведено существенное место.
К 2050 году в Арктике появятся новые виды животных
Согласно исследованиям, озвученным на конференции «Госполитика в области охраны окружающей среды и природопользования в условиях масштабного освоения Арктики», к 2050 году в этой местности вообще исчезнет лед. Если это случится, то на экономические зоны, принадлежащие различным государствам, проникнут новые объекты промысла. Есть даже предположения, что это будут новые виды рыб, не пригодные для употребления в пищу.
— Нужна смешанная позиция государства, чтобы она смотрела не только на углеводород, но и на морские живые ресурсы, — уверен председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России и Северного бассейна Вячеслав Зиланов. — И не только нам об этом нужно заботиться, но и норвежцам. А то появятся какие-нибудь тигры азиатские, которые съедят всю их рыбу.
Кстати, о рыбе. В прошлом году много говорили о создании в Мурманске соответствующего рынка. Открыться он должен на берегу Кольского залива, на юге города. Рынок даже получил название — «Нептунея». Но дальше дело пока не пошло. Организационные вопросы, в том числе касающиеся определения прав собственности на указанную территорию, серьезно затуманили перспективы строительства.
Давая оценку форуму, губернатор Дмитрий Дмитриенко отметил, что в его рамках было подписано 15 инвестиционных соглашений о сотрудничестве между правительством региона и крупнейшими международными компаниями. В результате подписанных соглашений объем инвестиций в экономику Мурманской области составит 121 млрд рублей.
Источник: Комсомольская правда