20 мая 2009 года состоялось расширенное заседание Комитета ГД по транспорту на тему «О нормативно-правовом обеспечении борьбы с административными правонарушениями на железнодорожном транспорте», в котором приняли участие представители «РЖД», Министерства транспорта, правоохранительных структур.
В ходе дискуссии депутаты обратили внимание на проблему борьбы с административными правонарушениями на железнодорожном транспорте, в частности, с безбилетным проездом в пригородном сообщении. Ситуация обострилась в результате утраты в ходе структурной реформы железнодорожного транспорта действенности существовавшей системы санкций. «В связи с реформой железнодорожного транспорта, стало просто некому рассматривать дела об административных правонарушениях. Наиболее острая проблема сегодня сложилась с безбилетным проездом. В результате роста числа безбилетников железные дороги в год теряют по разным оценкам порядка 20 млрд. рублей» — отметил Председатель Комитета ГД по транспорту Сергей Шишкарёв.
Такая ситуация не просто приносит убытки ОАО «РЖД», которое является одной из важнейших инфраструктурных систем страны, но и фактически дестабилизирует положение в обществе, поощряя безнаказанность за безбилетный проезд. Контролеры фактически лишены возможности и прав штрафовать безбилетных пассажиров. Такая ситуация является следствием правовой коллизии. В соответствии со ст. 23.41 КоАП контроль за административными нарушениями относится к компетенции органов железнодорожного транспорта, фактически ОАО «РЖД». Но данное положение напрямую противоречит другой статье КоАП, в которой говорится, что рассмотрение дел об административных правонарушениях может быть возложено только на органы исполнительной власти, к которым ОАО «РЖД» не относится. В связи с этим, единственное, что могут сделать контролеры по отношению к «зайцам» — только просить оплатить проезд. Контролерам предоставлено право лишь при согласии пассажира получить в добровольном порядке оплату за проезд на месте. Однако, как показывает практика, безбилетники не всегда платят деньги, даже при прямом требовании контролера.
Сергей Шишкарёв подчеркнул, что «количество административных правонарушений на железнодорожном транспорте растет. Одной из основных причин такой негативной тенденции является существенно низкий уровень штрафов — 100–200 рублей. Зачастую, размер штрафа ниже стоимости проезда. Но даже эти мизерные штрафы просто некому взыскивать».
Также депутаты обсудили инициативу Правительства вообще отменить административную ответственность за безбилетный проезд. Данная норма представлена в рамках поправки к законопроекту № 480013–4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который был принят Государственной Думой в первом чтении 9 апреля 2008 года. По словам Председателя Комитета С.Шишкарёва «во-первых, система правоотношений нарушителя и РЖД выходит за рамки государственного контроля, что фактически аналогично тому, если вор и пострадавший будут разбираться между собой без норм Уголовного кодекса. Во-вторых, отмена административной ответственности может привести к тому, что безбилетный проезд будет восприниматься гражданами как норма».