Министерство транспорта РФ, начиная с 2012 года, планирует ввести плату с владельцев грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным автодорогам, сообщил вице-премьер Сергей Иванов. Плата за проезд грузовиков поможет повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
«Механизм взимания этой платы и то, куда она будет поступать, пока ещё не определены, — говорит руководитель комитета по транспорту Государственной думы Сергей Шишкарёв. — Однако идея своевременна и оправданна, поскольку дорожная инфраструктура у нас разрушается, а эти средства могут быть направлены на её ремонт и строительство новых дорог».
По словам Сергея Шишкарёва, введение оплаты будет приносить госказне около 60 млрд руб. в год. Нагрузка на каждый грузовик в зависимости от класса составит от 15 до 30 тыс. руб. в год.
Согласно планам ведомства все грузовики будут оборудованы специальной аппаратурой, которая позволит определять пробег автомобиля и количество времени, проведённого водителем за рулём. Также для создания базы по сбору средств может быть задействована система ГЛОНАСС. Однако для реализации этих планов должна быть подготовлена серьёзная техническая и информационная инфраструктура.
Интересно, что это решение было принято почти одновременно с вердиктом, который вынесли транспортные министры стран Евросоюза о взимании дополнительной платы с владельцев грузовиков за вред, причиняемый обществу в виде шума, загрязнения атмосферы и создания пробок. Речь идёт о пересмотре уже существующей директивы «Евровиньет», которая регулирует размер платы для грузовиков массой свыше 12 тонн за пользование автодорожной инфраструктурой. Если предложение министров транспорта будет принято Европарламентом, в среднем это будет означать 20–30% роста сбора с грузового автотранспорта.
Российские и европейские нововведения в этой области отличаются только формой, по сути же преследуют одну цель: повысить конкурентоспособность железной дороги по сравнению с автотранспортом. О том, что необходимо выравнивать конкурентные условия для автомобильного и железнодорожного видов транспорта, говорил весной этого года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, не призывая, правда, делать дороги платными. Но его коллеги из стран Евросоюза напрямую говорят о том, что взимание с владельцев грузовиков дополнительных сборов ими только приветствуется и приведёт ровно к тому, чего добивались железнодорожники долгое время. «Ревизия директивы („Евровиньет“. — Ред.) — большой шаг на пути к созданию равных условий игры для всех перевозчиков. Мы давно уже призывали в финансовом отношении сделать одинаковую среду существования для всех видов транспорта, с тем чтобы железные дороги были конкурентоспособными и могли развиваться. Это шаг в правильном направлении, но предстоит ещё многое сделать для того, чтобы на транспортной сети отсутствовала дискриминация», — считает глава Союза операторов европейской железнодорожной инфраструктуры (EIM) Хендрик Абма.
Что касается дальнейших шагов, то европейские железнодорожники считают, что плата, взимаемая с владельцев грузовиков, должна быть направлена в том числе и на развитие железнодорожной инфраструктуры. Так, только что законченный Готардский тоннель под Альпами был построен на средства, полученные в результате сбора платы с большегрузных автомобилей.
По мнению руководителя сообщества европейских железнодорожных компаний и операторов инфраструктуры (CER) Иоаганнеса Лудвига, строительство тоннеля наглядно демонстрирует, чего можно достичь с помощью справедливого сбора с владельцев грузового транспорта.
«В Швейцарии внедрили подобную систему более десяти лет назад и до сих пор не сожалеют о своём решении», — говорит г-н Лудвиг.
Как и следовало ожидать, европейские автомобильные и морские перевозчики со своей стороны крайне отрицательно отнеслись к возможности пересмотра условий «Евровиньет».
«Влияние этого предложения, если оно будет принято, на европейскую экономику может быть существенным, особенно это касается тех регионов, где просто отсутствуют другие виды грузового транспорта, кроме автомобильного», — говорит глава Совета европейских морских перевозчиков Николетт вад дер Ягт.
Представители грузового автотранспорта также обращают внимание на то, что совет министров не учитывает налоги и другие платежи, которые сегодня имеют в своей статье расходов грузовые автоперевозчики.
Между тем в Европе существуют сильные ассоциации автоперевозчиков, которые в стороне стоять не будут. Это видно на примере Греции, где недавно прошли забастовки водителей грузовиков в знак протеста против либерализации рынка автоперевозок. В России недовольных тоже уже много, но, учитывая, что в стране грузовые автоперевозчики за проезд по дорогам напрямую пока вообще не платят, условия работы у них более выгодные, чем у европейцев.
Сергей Шишкарёв, в свою очередь, замечает, что наши водители в Евросоюзе оплачивают использование инфраструктуры. Введение подобной платы в России приведёт к тому, что и иностранные грузовики, использующие российские дороги, будут платить за поддержание их в нормальном состоянии.
Источник: Гудок