Сергей Шишкарёв: Контейнерные перевозки являются драйвером развития транспортной отрасли России
Председатель Совета директоров Группы компаний «Дело» Сергей Шишкарёв на Международном форуме и выставке «Транспорт России» дал актуальную оценку рынку контейнерных перевозок России, рассказал об инвестиционных планах холдинга, а также международных перспективах российской логистики.
Сергей Шишкарёв отметил, что контейнерные перевозки продолжают демонстрировать рост, играя ключевую роль в развитии транспортной отрасли. Объём перевозок по железной дороге по итогам 2024 года составит в России 8 млн TEU, на 7% больше, чем годом ранее, перевалка в портах вырастет на 12% до 5,2-5,3 млн TEU. Наибольший рост ожидается на Северо-Западе, где после ухода глобальных контейнерных линий и переориентации логистики на Восток сохраняется профицит мощностей. При этом, дефицит мощностей на Дальнем Востоке сказывается на возможности экспорта отечественных товаров за рубеж. В этих условиях приоритетное значение приобретает развитие новых и расширение существующих маршрутов, в частности коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад».
«Если бы мы могли провезти на 30-35% больше на Восток, то порядка 4 млрд долларов несырьевого экспорта мы могли бы экспортировать», – отметил Сергей Шишкарёв.
В ответ на растущие потребности российской внешней торговли ГК «Дело» планомерно наращивает мощности своих терминалов. В частности, реконструкция глубоководного причала контейнерного терминала в Новороссийске позволит увеличить его пропускную способность до 1 млн ДФЭ в год, он станет крупнейшим на Юге России. На зерновом терминале планируется строительство дополнительных мощностей силосного парка и специального приемо-отправочного парка для экспорта российского подсолнечного масла и импорта пальмового. По итогам 2024 года Группа планирует перевалить 10 млн тонн зерна, что станет новым российским рекордом. В московском регионе завершается первая стадия реализации проекта «сухого» терминала Усады, который планируется к запуску в 2025 году.
Сергей Шишкарёв подчеркнул важность выхода на новые логистические рынки, отметив, что видит перспективы в развитии торговли и логистики со странами Азии и Африки, в том числе с членами БРИКС. По его словам, необходимо идти в те регионы, которые пока не заняты конкурентами, например, Танзанию, Шри-Ланку, Вьетнам и другие. При этом успехи российских машиностроителей в Индии создают предпосылки для выхода на рынок местных железнодорожных и морских перевозок.
Кроме того, Сергей Шишкарёв затронул тему кадрового дефицита в транспортной отрасли, подчеркнув необходимость ускоренной подготовки специалистов.
«Я говорю не только об инженерном составе, не только о тех менеджерах и профессионалах, которые руководят на высоком уровне стивидорной деятельностью. Знаю, что похожий дефицит кадров есть и на железных дорогах, и на автомобильном транспорте», – рассказал основатель ГК «Дело».
Чтобы справиться с этой проблемой в долгосрочной перспективе, необходимо решать демографические вопросы. В компании реализуется корпоративная программа по повышению рождаемости, поддержке материнства и детства. Она предусматривает комплекс льгот и их резкое увеличение с рождением третьего ребёнка, в частности выплату 1 млн рублей. Программа также рекомендована для реализации и другим компаниям.