Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) обещает с 2011 года ввести ограничения на проезд большегрузных автомобилей в дневное время, если температура воздуха дольше трех дней сохранится на отметке плюс 25 градусов и выше.
Такие меры планируется принять в целях сохранения дорожного покрытия, т. к. при высоких температурах воздуха под тяжестью большегрузных машин асфальт подвергается сильной деформации.
Руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин объявил новые правила эксплуатации автомобильных трасс, в соответствии с которыми изменится регламент проезда большегрузных автомобилей по российским дорогам.
По словам чиновника, аномальная жара минувшего лета привела к образованию на дорогах «небывалой колейности» из-за того, что дорожники «не смогли ограничить движение грузовых автомобилей в дневной период».
С лета 2011 года движение грузовых фур при температуре воздуха свыше 25 градусов по Цельсию возможно будет разрешено только в ночное время, чтобы обеспечить сохранность дорожного полотна. Анатолий Чабунин напомнил, что ограничительная мера действовала и ранее, однако, запрет на движение грузовиков по мягкому от жары асфальту вступал в силу при жаре в 32 градуса. Кроме того процедура введения этого ограничения была затруднительна. Бюрократические проволочки требовали, чтобы синоптики предугадали температуру за месяц до введения запрета.
В то же время в Белоруссии и Казахстане дальнобойщики переходят в ночную смену когда температура поднимается выше 25 и вводится это ограничение без лишних формальностей.
Информировать водителей и руководство автотранспортных компаний о наступлении ограничения на проезд ведомство будет посредством сообщений СМИ, в частности по радио и на своем официальном сайте. Глава Росавтодора также предупредил, что нарушители запретов, которые не знали о данной мере, тоже будут оштрафованы, поскольку «незнание законов не освобождает от ответственности».
Глава дорожного ведомства отметил, что эта мера позволит, в том числе, разгрузить плотность движения на федеральных трассах. «А то у нас ночью пусто, а днем густо. В этом же случае грузовики будут двигаться ночью, а легковые автомобили и пассажирские автобусы — днем».
Российские дальнобойщики считают, что введение в России ограничения на движение большегрузных автомобилей в дневное время суток в жару приведет к росту коррупции и криминала, повышению аварийности на дорогах и нарушению режима труда и отдыха водителей.
Как заявил председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтков, это ограничение приведет к тому, что в самое пекло «все будут стоять, а какие-то местные олигархи и полуолигархи, строители, зерновозы, контейнерные перевозки из порта, которые проплатят напрямую либо дорожникам, либо гаишникам, будут переть свои перегруженные машины хоть в жару, хоть в холод. У нас любое здравое начинание убивает коррупция. Я не верю, что в случае введения Автодором запрета, за взятки там проехать будет нельзя».
По его словам, российские дороги и дорожная инфраструктура не готовы к такому интенсивному движению в ночное время. «Состояние дорог неудовлетворительное — разметка, ямы, колейность, отбойники. Подземные переходы в черте населенных пунктов — этого тоже нет. Это отразится на аварийности, она вырастет, на стоимости транспортных услуг, потому что вместо того, чтобы пройти 500–600 километров в течение суток до утра, машина будет идти двое суток, это зарплата водителя, порча груза, несоблюдение режима труда и отдыха водителей» — убежден лидер профсоюза дальнобойщиков.
Валерий Войтков напомнил, что каждый грузовой автомобиль везет колоссальные материальные ценности: продукты, оборудование, электронику, лекарства, водку. «Представьте, как это может отразиться на криминогенной обстановке, когда одномоментно в сторону загнали несколько сотен грузовиков», — сказал он.
Производители продуктов питания и розничные сети также предвидят сложности после введения запрета на доставку грузов в дневное время. «По существующему техрегламенту молоко должно быть переработано в течение 24 часов после получения от коровы. Если будет запрет на передвижение днем, могут появиться сбои в логистике и качество молока, поступающего на переработку, может резко упасть», — заявил представитель компании «Юнимилк» Павел Исаев. Молоко, если речь идет о крупных поставщиках и перерабатывающих предприятиях, по его словам, может перевозиться на расстояние до 600 км.
«Распределительные центры крупных розничных сетей привязаны к транспортным артериям — федеральным трассам. Разгрузка и загрузка автомобилей идет ежеминутно, по строгому графику», — напоминает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.
Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарёв уже заявил, что Госдума не поддержит предложение Росавтодора. Помимо того, что эта мера ударит по потребителям и отразится на ценах на продукты, она приведет еще и к росту коррупции, уверен Шишкарев. «Взятки будут брать контролирующие органы. В стране с 9 часовыми поясами, большим количеством температурных режимов непонятно, как и кто это будет регулировать», — заметил депутат.
Прошлым летом аномальная жара способствовала настоящему разрушению дорог в Центральном и Приволжском округах. Дорожное покрытие многих автомобильных магистралей во многих местах просто-напросто «вспучилось». Колея до 15 сантиметров глубиной образовалась на Дмитровском шоссе и на некоторых участках Горьковского шоссе. Больше всего от аномальной жары пострадали дороги на юге России, в частности, трасса М3 «Украина», а также ряд участков трассы М10 «Россия». Колеи образовались даже на МКАДе.
Как рассказывал «Гудок», на ремонт и восстановление магистралей, пострадавших от рекордной жары летом этого года, потребуется около шести миллиардов рублей.