Участники слушаний отмечают необходимость внесения изменений в закон «О транспортной безопасности», обеспечения приоритетного рассмотрения законопроектов, направленных на повышение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, продолжения работы по совершенствованию законодательного регулирования правоотношений, возникающих в ходе обеспечения транспортной безопасности.
Участники слушаний считают необходимым внести в законодательство изменения в части:
Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев заявил журналистам, что проблема разграничения функций различных ведомств усложняет установление виновной стороны в случае совершения террористического акта, снижает ответственность компетентных органов государственной власти и управления, обеспечивающих безопасность на отдельных видах транспорта, и приводит к излишнему расходованию бюджетных средств по причине дублирования функциональных обязанностей. Депутат считает, что при разработке и внесении изменений в закон «О транспортной безопасности» необходимо учитывать баланс ответственности за безопасность между государственными органами и транспортными компаниями. «Главное — сделать так, чтобы закон о транспортной безопасности реально работал, а не просто существовал, для того, чтобы чиновники на него периодически ссылались в своих выступлениях», — подчеркнул глава думского комитета.
Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко в качестве первоочередных мер считает необходимым: разработать и законодательно закрепить требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по всем видам транспорта; разработать и принять техрегламенты оснащенности различных категорий объектов транспортной инфраструктуры системами обеспечения транспортной безопасности, включая специальные средства досмотра и контроля; активизировать работу по систематизации и упорядочению законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, исходя из ее системного характера, однозначного толкования и исключения дублирования функций федеральных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности. Депутат предлагает четко прописать ответственность «транспортников», ФСБ, МВД, то есть определить, кто и за что будет отвечать.
Основная задача государства в условиях постоянных террористических угроз, по его словам, состоит в выработке системы методов и средств антитеррористической защиты. Депутат отметил необходимость разработки автоматизированных информационных справочных систем, позволяющих осуществлять формирование централизованной базы данных о пассажирах. По его мнению, нужны четкие единые требования к объектам транспортной инфраструктуры: аэропортам, железнодорожным вокзалам, автовокзалам.
Для эффективной организации мер по обеспечению транспортной безопасности депутат предлагает четко разграничить компетенцию уполномоченных федеральных органов, закрепив за отраслевыми федеральными органами функции по: соблюдению требований транспортной безопасности при проектировании и строительстве объектов транспортной инфраструктуры; надлежащей эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, обеспечению их бесперебойного функционирования. К компетенции органов безопасности и охраны правопорядка депутат предлагает отнести вопросы антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры и сокращения потенциальных угроз объектам транспортной инфраструктуры.
Заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков задачи обеспечения транспортной безопасности разделил на два блока: технологическую безопасность; защиту объектов транспортной инфраструктуры, транспортных объектов и населения от незаконного вмешательства, террористических актов. Большое значение он придает профилактике терроризма в целях своевременного выявления и пресечения террористических актов.
Замминистра отметил необходимость внесения изменений в действующее законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, в том числе предложил изменить название закона «О транспортной безопасности», определить компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности, предусмотреть лицензирование в сфере транспортной безопасности. Требования к защищенности зданий, сооружений и иных объектов, по его мнению, должны устанавливаться правительством РФ.
Заместитель руководителя службы — начальник управления Службы экономической безопасности ФСБ России Сергей Чернышев отметил необходимость создания правовых условий для защиты транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и расширения возможностей для досмотра пассажиров, их личных вещей и багажа. Также он предложил определить правовой статус подразделений, отвечающих за транспортную безопасность.
Участники слушаний предлагают правительству РФ рассмотреть вопрос о целесообразности наделения транспортных организаций правом учреждения специализированных служб транспортной безопасности, а также изучить возможность и целесообразность наделения служб транспортной безопасности правом досмотра физических лиц и их личных вещей, транспортных средств, грузов и багажа на объектах транспортной инфраструктуры.
В правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути предлагается внести изменения в части введения запрета на нахождение граждан в неустановленных местах в зонах движения скоростных /высокоскоростных/ поездов, а также на проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора.