Эдуард Воротников
В среду депутаты Госдумы решили узнать, как продвигается замысел строительства очередного кольца вокруг Москвы — будущей Центральной кольцевой автодороги. Приглашенный на слушания гендиректор ОАО «ЦКАД» Эрик Бугулов сообщил, что кольцо начнут проектировать уже в этом году, а полностью открыть намерены в 2015-м. Правда, чтобы уложиться в эти весьма сжатые для такого гигантского проекта сроки, нужны законы, сродни принятым недавно под сочинскую Олимпиаду. Иначе землю под государственные нужды придется выкупать годами. Мало того, проект дороги (не общую схему, а детально проработанный маршрут трассы) собираются до последнего держать под строжайшим секретом, опасаясь земельных спекулянтов.
Обсуждение дороги началось на английском. Гендиректор ОАО «ЦКАД» показал парламентариям презентацию, которую готовили для иностранных инвесторов. Просмотрев слайды, первый зампред комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко тут же спросил:
— Ай вуд лайк ту ноу, уот леджислэйтив хелп ю нид фром ас? (Какие законы нужны для ускорения стройки?)
— Нужно быстро менять законы, в том числе «О концессиях», которые в нынешнем виде тормозят нашу работу, — ответил Бугулов уже по-русски. — Там, например, предусмотрен только один будущий хозяин дороги, но в одиночку ЦКАД не потянуть — нужно несколько концессионеров. То же самое с землей. Точный проект трассы будет готовиться после принятия постановления правительства Российской Федерации, сейчас есть только ось прохождения дороги. Но уже появились те, кто в надежде перепродать землю государству скупает ее, не дожидаясь точной информации. Губернатор Мособласти Борис Громов подписал документ о резервировании земель, но в то же время нужны изменения федеральных законов. Как это сделали с Сочи, ведь сроки Олимпиады никто не перенесет, пока мы будем долго торговаться с собственниками насчет земли.
Глава комитета Сергей Шишкарев обещает поддержку.
— Нужен универсальный закон, мы ведь не можем отдельный принимать под каждый случай, как в Сочи, — рассказал он «Известиям». — И такой закон будет, потому что без него строить новые дороги России не удастся.
Интересы собственников земельных участков, которые попадут в зону строительства, в среду на заседании не обсуждались. Тем более что пока не ясно, кому именно «повезет», — это определится во время проектирования. Оно начнется в этом году после выпуска постановления правительства Российской Федерации. Проект этого документа находится сейчас на согласовании в четырех профильных министерствах (Минфин, Минтранс, МЭРТ, Минрегионразвития).
В любом случае обычные люди узнают о нем не скоро. Как и в случае с трассой Москва-Петербург, Росавтодор не спешит публиковать подробные карты, опасаясь народных волнений. Так что впору отправлять депутатам наказ — при принятии нового закона грамотно отделить добропорядочных приобретателей от дельцов.
Пока лишь известно, что дорога пройдет по 14 районам Подмосковья. Ее основой станет существующий участок малого кольца длиной 291 километр и — на западе — участок большого подмосковного кольца (180 км).
Характеристики ЦКАД
Длина — 520 км.
Полос в обе стороны — от 4 до 8.
Скорость 100-140 км/ч.
Развязок с радиальными дорогами — 31.
Стоимость строительства составит около 469 млрд рублей.