В начале ноября в Кишиневе состоялась 32-я сессия Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. В ходе заседаний были приняты важные решения о структуре организации, а центральной темой стало сохранение национальной идентичности в процессе глобализации. Об итогах сессии и перспективах отношений внутри ПАЧЭС рассказал нам глава российской делегации, председатель комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев.
— Сергей Николаевич, какие наиболее острые проблемы обсуждались в ходе заседания ПАЧЭС?
— Основная проблема, которая обсуждалась на пленарных заседаниях и в кулуарах — это создание евро-черноморской парламентской ассамблеи. Постепенно Греция с позиций своего участия в Евросоюзе пытается предложить новый формат взаимоотношений, которые, по мнению других участников ПАЧЭС, будут носить неравноправный характер. Естественно, никто не хочет соглашаться с тем, что Евросоюз будет выступать в роли старшего брата, даже Турция, которая теоретически стремится в Евросоюз. Но греческая сторона постоянно предпринимает попытки создать новое еврочерноморское пространство. Поэтому мы решили создать новую переговорную группу по линии ПАЧЭС — Евросоюз, которая будет состоять из 12 представителей — по одному из каждой страны. Так как организация ПАЧЭС изначально предполагает экономическое, транспортное, гуманитарное взаимодействие, эти отношения будут носить равноправный характер.
— Это было первое заседание ПАЧЭС, в котором вы выступили в роли руководителя российской делегации. Какие изменения возможны в связи с вашим приходом на эту должность?
— Пока данная организация производит очень спокойное впечатление — ведется неспешный диалог, нет острых дискуссий, недостаточно практических решений. С моей подачи одной из тем следующей генеральной Ассамблеи, которая пройдет в июне в Бухаресте, будет дискуссия о морском транспорте. Довольно странно, что в повестку прошедшей ассамблеи Черноморского Экономического сотрудничества экономические вопросы не были включены.
Мне кажется, что нужно говорить о конкретных проектах сотрудничества. В транспортно-экономической сфере нужно развивать тему причерноморской кольцевой автодороги. Россия до сих пор не ратифицировала соответствующий международный договор, инициатором которого являлась. Ждем, когда Минтранс внесет в Государственную думу этот законопроект.
Мы будем развивать тему морского транспортного сообщения. Безусловно, не закончен разговор о проблемах использования проливов Босфора и Дарданелл. Турция год за годом предпринимает попытки придать этим причерноморским проливам национальный статус, хотя по Конвенции Монтрё, которая была подписана 70 лет назад, этими проливами могут пользовать все причерноморские страны.
На обсуждение можно вынести тему парламентского контроля над осуществлением международных проектов, которые осуществляются в области трубопроводного транспорта. Заморожен политически и экономически важный проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, который пойдет от болгарского порта Бургас в Эгейское море в обход турецких проливов. Если мы воплотим в жизнь этот проект, турецкая сторона больше не будет поднимать тему использования Босфора и Дарданелл. Инвестиции в этот проект гораздо меньше, чем мы тратим на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь- Тихий океан». Ещё одна важная тема — энергетический диалог.
Есть идеи насчет осенней сессии ПАЧЭС, которая пройдет в России. Мы должны серьезно готовиться к этому и планировать представительство от Российской Федерации на самом высоком уровне. Можно провести этот саммит в Новороссийске или в Сочи.
— Как развиваются отношения с Грузией в рамках ПАЧЭС?
— Пока наши отношения развиваются очень оригинально. При обсуждении вопроса о влиянии глобализации на национальные особенности каждой из стран при посредничестве азербайжданской стороны у меня состоялись короткие переговоры с грузинской стороной. Глава грузинской делегации Михаил Мачавариани спросил, как мы будем затрагивать больные темы наших взаимоотношений? Я ответил, что грузинская сторона получит бескомпромиссный ответ, если выступит на эту тему, которая находится вне контекста темы Ассамблеи. Таким образом, убедили грузинского представителя вообще не выступать. Считаю, что это маленькая дипломатическая победа.
Пока площадка ПАЧЭС, так же как и ПАСЕ, остается одной из немногих, где возможен диалог с грузинской стороной. Вообще, двусторонние отношения между странами проецируются на отношения в ПАЧЭС. Специфика этой организации заключается в том, что в нее входит большое количество государств, имеющих внутренние неразрешенные конфликты. Но в этом её ценность. Постоянно на Ассамблее растет количество наблюдателей от других международных организаций — Евросоюза, ОБСЕ, ЕврАзЭс. Это показатель того, что ПАЧЭС не только не теряет позиций, но и обладает серьезным потенциалом.
Беседовала Мария СОКОЛОВА.
Парламентская газета, 21.11.08