23 апреля состоялось выездное заседание Комитета ГД по транспорту в Центральном Аэрогидродинамическом Институте им. Н. Е. Жуковского.
Выступая на заседании, председатель Комитета по транспорту Сергей Шишкарёв отметил:
«Одной из причин кризисных явлений в российской гражданской авиации является кадровая проблема. Анализ расследований авиационных происшествий за прошлый год говорит о том, что большинство катастроф произошло из-за ошибок и нарушений в летной работе экипажей.
При этом большая часть происшествий связана с личной безответственностью членов экипажей, невыполнением ими технологии работы и требований правил полетов, переоценкой своих профессиональных возможностей, недостаточным уровнем теоретической и практической подготовки.
Самые тяжелые последствия имела катастрофа самолета В737 авиакомпании „Аэрофлот-НОРД“ при заходе на посадку в аэропорту Пермь 14 сентября 2008 года. Погибло 88 человек. Одна из причин катастрофы: непрофессиональный подход к пилотированию и низкое качество технического обслуживания; недостаточный контроль за безопасностью полетов».
С.Шишкарёв рассказал, что в России около 10 тысяч подготовленных пилотов, при этом наблюдается естественный отток кадров (4–5% в год, это около 400 пилотов).
«Отток кадров происходит за счет списания с летной работы по возрасту, по состоянию здоровья и, что самое неприятное — уход наших летчиков в иностранные авиакомпании, — пояснил председатель Комитета. — Ситуация усугубляется тем, что все высшие и средние летные учебные заведения России выпускают не более 200–250 пилотов в год. Следовательно, годовой мощности всех летных учебных заведений недостаточно даже для одной авиакомпании, например, „Аэрофлот“, где ежегодная потребность — 200 пилотов».
С.Шишкарёв указал на ряд проблем в области образования и подготовки пилотов.
Так, объём летной подготовки коммерческого пилота в России достигает примерно половины от международного стандарта (в соответствии с требованиями ИКАО). В результате слушатели не имеют опыта полетов на многодвигательном самолете (по причине его отсутствия в некоторых летных училищах), не отрабатывают действия при полете на несимметричной тяге, сбое в функционировании систем или при возникновении нештатной ситуации.
Учебный процесс подготовки пилотов не обеспечен в должной мере современными программами и тренажёрами. Имеющиеся в летных учебных заведениях комплексные и процедурные тренажёры физически и морально устарели и не соответствуют современным квалификационным требованиям.
По данным С.Шишкарёва, парк воздушных судов летных учебных заведений гражданской авиации составляет 233 учебных самолета и вертолета, причем только 20% из них находятся в исправном состоянии, а около 20% воздушных судов отработали назначенный срок службы и подлежат списанию.
«Очевидно, что такое положение дел с профподготовкой пилотов будет только усугублять ситуацию в авиационной отрасли. А это недопустимо», — отметил депутат.