Если вспоминать о событиях этой недели, связанных с Нобелевскими премиями, то, прежде всего, на ум приходит новость о награждении за вклад в поддержание мира президента самой воюющей страны. Но лучше от темнокожего американского лауреата обратимся к черной металлургии Сибири и Дальнего Востока. У нас и собственных претендентов для всех номинаций в достатке, просто некогда им, своих дел хватает!
Немного жаль, что в пять номинаций знаменитой премии не входит награда за сохранение живой природы — ведь российские металлургические компании в 2009 году могли бы попасть в данную категорию в связи с полным равнодушием к конкурсам по железорудным месторождениям в Сибири и на Дальнем Востоке. Проблема их нулевой результативности уже исследовалась нами в «Вестнике ЧМ ДВ» № 31, а теперь в соседнем регионе, Челябинской обл., отсутствие интереса к Западно-Атлянскому активу лишний раз подтвердило наши выводы.
В ЕАО Кимкано-Сутарский ГОК, не претендуя на признание своих экологических заслуг Нобелевским комитетом, исходит из важности бережного отношения к уникальной природе на территории области. Руководство комбината идет на крупные затраты, чтобы максимально ослабить воздействие на экологию промышленной зоны строящегося предприятия. Специалисты тщательно изучают все моменты, связанные с возможным ущербом при возведении объектов комбината. Как показал состоявшийся в Биробиджане «круглый стол» по вопросам сохранения природного разнообразия автономии, ГОК готов развивать взаимодействие по вопросам минимизации ущерба природе с областным управлением природных ресурсов, учеными и общественностью.
Ситуация вокруг «Амурметалла» в Хабаровском крае достойна приложения сил какого-нибудь будущего нобелевского лауреата по экономике. Недавно отмененное сокращение количества погранпереходов, через которые можно экспортировать лом, тем не менее, успело дать неожиданный эффект: на рынке появились компании, которые предлагают металлолом от имени ОАО «Амурметалл». Предприятие вынуждено выступить с заявлением о том, что оно «не занимается продажей металлолома, в том числе и на экспорт». Сомнительно, чтобы завод действительно пытался таким образом диверсифицировать свой бизнес. Скорее всего, кто-то из участников рынка рециклинга не захотел уходить из ломового бизнеса и пытается мимикрировать под «Амурметалл», чтобы экспортировать металлолом от имени известного бренда. А может, это маленькая месть со стороны ломозаготовителей, которые небезосновательно связывают «Амурметалл» с теперь уже смягченными, но все же болезненными таможенными ограничениями. Сам «Амурметалл» в ноябре по сравнению с предыдущим месяцем увеличил закупки черного лома на 8,2% до 82,7 тыс. т (согласно ж/д статистике).
В Кемеровской обл. НКМК намерен стать 100% поставщиком стометровых рельсов для РЖД, одновременно реализуя масштабные инвестиционные проекты. В частности, осуществляется первый этап инвестиционного проекта «Евраза» по реконструкции рельсо-балочного цеха. Уже поступило новое оборудование, в начале 2010 г. начнётся его монтаж. После завершения данного этапа изделия предприятия будут соответствовать мировым стандартам по контролю готовой продукции, точности изготовления профиля и прямолинейности. Это позволит приступить к поставкам рельсов для высокоскоростного движения. Сейчас в общем объёме закупок РЖД на рельсы НКМК приходится 73%, на мировом рынке рельсовой продукции комбинат удерживает за собой около 8%. Предприятие активно работает над повышением качества продукции за счет улучшения физико-химических параметров металла, так что премия по физике или химии не за горами.
А вот протяженность пробки из составов с углем на Дальнем Востоке может претендовать на попадание в «Книгу рекордов Гиннеса» — не нобелевская премия, конечно, но тоже мировая слава. Из-за неспособности портовых служб обеспечить в нужном объеме разгрузку вагонов со смерзшимся сырьем в настоящее время в адрес дальневосточных портов стоят 97 поездов с углем, 5 — с коксом и 15 — с черными металлами. Еще 11 угольных поездов стоят на Забайкальской железной дороге. РЖД вынуждена продолжить конвенционные запреты на погрузку в адрес портов. А пока продолжается накопление «брошенных» поездов на сети железных дорог, значительно сократились пропускные возможности инфраструктуры, что является угрозой развитию российской экономики. И все это на фоне амбициозных планов создания новых логистических коридоров с опорой на железнодорожную сеть Востока России! Не зря глава комитета Госдумы по транспорту С.Шишкарев характеризовал транспортную инфраструктуру Сибири и Дальнего Востока следующим образом: «Она чрезвычайно неразвита… Мимо нас проходят миллионные, в контейнерном исчислении, грузопотоки!»
Между тем, приоритетной задачей России при вступлении в ВТО является максимальное использование своего транзитного потенциала естественного моста, соединяющего два крупных международных производственных и торговых центра — Европу и страны ЮВА и АТР. В этом плане Сибирь и Дальний Восток становятся наиболее перспективными для логистического бизнеса регионами. Если обустроить этот мост, то можно будет претендовать на ту самую премию за достижения в сфере экономики, хотя ее размер будет ничтожным в сравнении с достигнутым экономическим эффектом.
Некоторый оптимизм внушает заявление главы Минэкономразвития Э.Набиуллиной. Она сообщила, что ведомство внесло в Правительство проект постановления о создании особой портовой зоны в Советской Гавани в Хабаровском крае. Кроме того, 11 декабря Государственная дума приняла во втором и в третьем чтениях законопроект «О внесении изменений в федеральный закон „Об особых экономических зонах в РФ“ и отдельные законодательные акты РФ». В сочетании с передачей вопросов, связанных с ОЭЗ в ведение Минэкономразвития, это должно придать новый импульс работе по созданию в стране экономических зон, которая, откровенно говоря, пока пробуксовывает.
Специального отличия в этом году достойны угольщики Сибири, да и всей России. Названий номинации для увековечения их заслуг можно предложить немало — «за кризисоустойчивость», «за волю к победе», «за достижения в сфере генерации позитивных новостей» и т. д. Суть достижений заключается в том, что в условиях кризиса отрасль осталась в числе немногих, сохранивших прошлогодние объемы добычи и продолживших развитие. Судите сами, тут можно обойтись без Шведской королевской академии наук. В частности, в Кемеровской обл. УК «Кузбассразрезуголь» в январе—ноябре добыла 42,227 млн. т угля, в том числе коксующихся марок — 2,494 млн. т (при плане на 2009 г. в 2,05 млн. т). О ближайших перспективах российского угольного рынка можно судить и на примере ООО «Распадская» и СДС, которые согласовали цены на коксующийся уголь с одним из крупнейших потребителей — ММК на январь 2010 г. на уровне 4 кв. 2009 г. Если продажи на внутреннем рынке будут и дальше расти, увеличение объема экспорта, наблюдавшееся в нынешнем году, может привести к дефициту угля некоторых марок и стать катализатором повышения цен в 2010 г. При этом основные производители сырья для производства стали ведут переговоры с Китаем о повышении цен на следующий год, что также окажет поддержку ценам на коксующийся уголь.
Вероятно, в 2011—2014 гг. весь мир будет бороться за лидерство в номинации на Нобелевскую премию «за окончательный и бесповоротный разгром мирового кризиса». Металлурги Сибири и Дальний Восток не раз демонстрировали достижения в данной сфере, достойные увековечения всеми доступными человечеству способами. Но в данном случае лучшей наградой за победу будет сама победа.