Создание в Государственной думе РФ V созыва Комитета по транспорту знаменует собой качественный сдвиг в подходе высшего законодательного органа к решению проблем транспортно-дорожного комплекса. Объединение в новом отдельном органе депутатов, которые смогут сконцентрироваться на профессиональной подготовке законопроектов только по отраслевой тематике, позволит избежать распыления сил и существенно повысить уровень законотворческой деятельности. При этом в своей работе мы будем соблюдать преемственность — опираться на достижения Комитета по энергетике, транспорту и связи и Госдумы IV созыва в целом.
Основной проблемой, стоящей перед транспортно-дорожным комплексом России, является выработка целостной политики в целях обеспечения его функционирования как системы с оптимальной структурой грузо- и пассажироперевозок. На законодательное обеспечение такой системы и была направлена деятельность парламентариев в последние четыре года. Не ставя перед собой задачи подробно проанализировать работу депутатов в данной сфере, тем не менее отмечу, что совместными усилиями, и в первую очередь усилиями фракции «Единая Россия», удалось установить прочную правовую основу для формирования транспортной политики как по отдельным направлениям, так и в их единстве.
Важнейшими событиями для морского транспорта стали создание Российского международного реестра судов и принятие Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации», а также федерального закона о создании портовых особых экономических зон. Последний, впрочем, имеет большое значение и для речных портов, и для аэропортов. Отмечу, что Комитет по энергетике, транспорту и связи в силу ряда обстоятельств не был профильным при обсуждении этих двух законов. Мы намерены добиваться, чтобы все законопроекты, имеющие отношение к транспорту, курировались нашим комитетом.
В последние два года депутатскому корпусу удалось качественно изменить подход к финансированию строительства, реконструкции и текущего содержания автодорог. Федеральное финансирование увеличилось в разы. В 2006 году были выделены бюджетные средства на строительство и реконструкцию дорог в городах-миллионниках — 12 млрд рублей. По миллиарду на каждый город. В прошлом году 20 млрд рублей дополнительных ассигнований направлены на дорожное строительство в областных центрах численностью от 500 тысяч до миллиона жителей.
В соответствии с поручениями Президента Владимира Путина, содержащимися в его посланиях Федеральному собранию РФ, приоритетными направлениями дорожного строительства определены транспортные коридоры Север — Юг и Центр — Урал, а также направления, обеспечивающие реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири. Большие объемы средств выделяются на строительство и реконструкцию федеральных дорог на стратегических направлениях, в частности Чита — Хабаровск, Хабаровск — Ванино, федеральная магистраль «Дон».
Принят Водный кодекс, значение которого для водного транспорта трудно переоценить. Чего стоит одна только позиция — плавание по воде как таковое было освобождено от платы за водопользование. Бюджетное финансирование на содержание внутренних водных путей только в 2007 году увеличилось на 40%. Выделены средства на завершение строительства второй нитки Кочетовского гидроузла на реке Дон и восстановление габаритного судоходства на Волго-Балтийском водном пути. Увеличена протяженность водных путей с гарантированными габаритами судов и освещаемой установкой.
С принятием Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» была подведена прочная правовая база под функционирование внутригородского транспорта.
В области авиации был внесен ряд изменений в Воздушный кодекс РФ (в том числе об уточнении порядка передачи персональных данных пассажиров и об увеличении страховых выплат), а также в отдельные законодательные акты с целью совершенствования порядка использования воздушного пространства.
Приоритетное внимание уделялось вопросам безопасности транспортного сообщения. Принятый в 2007 году Федеральный закон «О транспортной безопасности» создал правовую основу для обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, для повышения защищенности жизни и здоровья пассажиров и сотрудников предприятий отрасли, для увеличения перевозок в отечественном транспортно-дорожном комплексе и повышения конкурентоспособности российских транспортных компаний.
Мы отдаем себе отчет в том, как много еще предстоит сделать для дальнейшего развития транспортно-дорожного комплекса страны. К приоритетным направлениям законотворческой деятельности по транспортной тематике на ближайшие годы относятся следующие:
Кроме того, необходимо продолжение работы по корреспонденции законодательных актов в области транспорта, единству терминологии, технологической связанности перевозочных процессов, мероприятиям в области транспортной безопасности, а также ускорению подготовки технических регламентов. Требуются корректировка и уточнение некоторых положений отдельных вступивших в силу законов, устранение выявляющихся в них пробелов и изъянов.
Комитет по транспорту «унаследовал» от своего предшественника около двух десятков законопроектов самого разного плана, внесенных на рассмотрение Госдумы четвертого и более ранних созывов. В их числе законопроекты «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Российской Федерации», «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования», «О специальном техническом регламенте «О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу» и некоторые другие. О существе отдельных законопроектов недавно писала газета «Транспорт России».
План законодательной деятельности Министерства транспорта РФ предусматривает внесение только в течение этого года 25 важнейших законопроектов — от законопроекта «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» и уставов о дисциплине работников морского и внутреннего водного транспорта, инициативного законопроекта «О метрополитенах и других видах скоростного внеуличного транспорта» до ратификации международных конвенций и соглашений.
Важным источником конструктивных предложений для законотворчества является для нас взаимодействие с бизнесом и общественными организациями. При Комитете Госдумы по транспорту создается экспертный совет, куда войдут представители профильных ведомств, ведущих транспортных предприятий, ассоциаций и союзов транспортников, видные ученые. Экспертный совет будет действовать на постоянной основе, обеспечивая глубокую и качественную проработку вносимых предложений и служа их самостоятельным источником.
В октябре-ноябре прошлого года состоялись два крупных события федерального масштаба — Всероссийский железнодорожный съезд и Всероссийский форум транспортников. Высказанные их участниками идеи также дали богатую пищу для нашей работы.
Еще один мощный источник полезной информации — работа в рамках партийного проекта «Единой России» «Транспорт объединяет Россию», координировать который поручено мне. Обсуждение концепции этого проекта, реализация которого рассчитана на 2008 — 2010 гг., уже принесло свыше 80 конкретных замечаний и предложений, достойных дальнейшего изучения.
Остановлюсь лишь на некоторых группах идей и предложений, пока еще не нашедших воплощения в конкретных законопроектах. Сразу хочу оговориться: вероятно, не все из них получат поддержку комитета и Госдумы в целом. Возможно, будут найдены иные пути решения поднимаемых вопросов. Однако повторяющиеся настоятельные пожелания свидетельствуют о наличии проблем, и мы не можем этого не учитывать.
Введение земельного налога уничтожило преференции для предприятий речного транспорта, которые до этого не платили за землю. Увеличен налог на имущество. Речники ставят вопрос об особом подходе к налогообложению земель, занятых транспортной инфраструктурой, как вариант — о распространении на предприятия речного транспорта некоторых положений закона о морских портах, касающихся землепользования.
Представители морских портов добиваются государственной поддержки по ледокольному флоту и по содержанию подходных каналов. Ледокольная проводка и канальный сбор составляют порядка 60 — 65% портовых сборов, и их размер существенно влияет на конкурентоспособность наших портов.
Моряки загранплавания ожидают защиты на законодательном уровне своих прав в периоды работы за рубежом.
Представители различных транспортных отраслей выдвигают лозунг «Российские грузы — российским перевозчикам». В первую очередь говорят об этом моряки и речники, хотя вопрос касается и железнодорожников, и автомобилистов. Порой этот лозунг воспринимают как противоречащий принципам рыночной экономики, но это, конечно, не так. Есть понятие «национальный флаг». И если государство доверит перевозку, скажем, половины своих грузов отечественным перевозчикам (как это сделано в ряде европейских стран, в Соединенных Штатах, да и в СССР не менее 50% российских внешнеторговых экспортно-импортных грузов перевозилось отечественным флотом), это не отменит конкуренции за госзаказ между отдельными перевозчиками.
Попутно отмечу, что выделение квоты для отечественных транспортных предприятий применительно к морскому флоту могло бы, по мнению некоторых экспертов, стать мощным стимулом перевода судов под российский флаг.
Авиационные компании выступают за отмену запретительных пошлин в 40%, установленных на ввоз авиационной техники и запчастей, в том числе тех видов, которые не производятся сегодня в России. По мнению авиаторов, такая мера будет способствовать обновлению флота и обеспечению конкурентоспособности российских авиаперевозчиков.
Автомобилисты ставят вопрос о принятии федерального закона, который гармонизирует наши внутренние правила перевозки опасных грузов с нормами, действующими в Евросоюзе. Пока не сняты вопросы, возникшие у автомобильных перевозчиков в связи со вступлением в силу новых норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих неоправданно высокие меры ответственности за несущественные нарушения правил перевозок, в частности, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Упрочения законодательно-правовой базы требует институт государственно-частного партнерства. Действующий закон «О концессионных соглашениях» создал общие рамки лишь для одной из форм государственно-частного партнерства, в то время как транспортное сообщество заинтересовано во всемерном развитии этого направления работы. Приведу лишь один пример. Инвестиционные ресурсы, требующиеся для реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, оцениваются по минимальному варианту в 13,7 триллиона руб. Предполагается, что из них частные инвесторы вложат почти 76%, в том числе холдинг «Российские железные дороги» — свыше 43%, Российская Федерация — около 20%, субъекты федерации — около 5%. Естественно, уложить все разнообразие предстоящих проектов такого масштаба в прокрустово ложе концессионных соглашений вряд ли удастся.
Законодательной поддержки потребуют и отдельные крупные инфраструктурные проекты. Это и создание новых автомобильных и железнодорожных магистралей федерального значения, таких, как Белкомур и Севсиб. Это и координация работы по созданию сети терминально-логистических центров и организации их взаимодействия с различными видами транспорта. Начинать такую координацию необходимо уже сегодня, чтобы структура создаваемой сети и функционирование ее отдельных ячеек были наиболее рациональными с точки зрения транспортного комплекса страны в целом. То же самое относится к информационно-аналитическим системам контроля и управления транспортными потоками, которые сегодня начинают возникать в отдельных отраслях и регионах.
И последнее по порядку, но отнюдь не по значению. Представители многих транспортных отраслей столкнулись с проблемой подготовки квалифицированной рабочей силы. Эта проблема по-разному формулируется, скажем, для авиации и для дорожного строительства. Но есть общее: при готовности бизнеса выделить для обучения материально-техническую базу, предоставить финансирование требуют решения вопросы подчиненности учебных заведений (в первую очередь профессионально-технических училищ), лицензирования их деятельности и т. п.
Комитет Госдумы по транспорту готов к исполнению возложенных на него задач. Мы рассчитываем на конструктивное взаимодействие с Правительством РФ, Министерством транспорта РФ, другими министерствами и ведомствами, общественными объединениями транспортников, отдельными крупными транспортными предприятиями. Вместе мы обеспечим успех.
Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту
«Транспорт России», #6 (502), 07 февраля, 2008 г.