Вслед за группой НМТП о планах по расширению терминала для перевалки автомобилей заявила группа «Дело» Сергея Шишкарева. Ее стивидорная структура Delo Ports в июле планирует завершить строительство терминала для автомобилей (ро-ро терминал) мощностью 70 000 машин в год, сообщил «Ведомостям» представитель компании.
Терминал будет располагаться на площадке принадлежащего Delo Ports «Комбината Стройкомплект» (через него переваливается зерно). Delo Ports ведет переговоры с автоконцернами, уверяет собеседник, не раскрыв, с кем именно. Сейчас автомобили переваливаются через НУТЭП (объем — 1500 шт.), следует из материалов«Дела».
Инвестиции в строительство ро-ро терминалов, как правило, невелики, указывает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.
Конкурент Delo Ports в порту Новороссийск — группа НМТП еще в начале года заявила о строительстве терминала для перевалки автомобилей. Через площадку «дочки» НМТП — НСРЗ уже в 2013 г. будет транспортировано 30 000 машин. В 2014-2015 гг. объем перевалки вырастет в 2-3 раза, сообщала компания ранее.
Представитель Delo Ports говорит, что желание стивидорных компаний расширять мощности по перевалке автомобилей на юге связано с увеличением производственных мощностей мировых автоконцернов в Турции. О расширении там производства заявляли Toyota, Honda, Ford, Renault. По данным ФТС, в 2012 г. из Турции было импортировано 31 802 автомобиля и 17 888 транспортных средств для перевозки грузов. Всего в 2012 г. в Россию было ввезено 1 млн легковых автомобилей (см. таблицу).
Сейчас большая часть импортируемых автомобилей ввозится через порты Балтики. Там расположены крупнейшие терминалы: «Петролеспорт» (входит в Global Ports, рассчитан на 30 000 машин) и терминал Морского порта Санкт-Петербург (входит в UCL Port, 80 000 машин). После вступления России в ВТО ввозные пошлины на новые легковые автомобили снизились с 30 до 25%. Но это вряд ли станет существенным стимулом для роста импорта, считает директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив.
В 2012 г. производство автомобилей (всех видов) в Турции снизилось почти на 10% до 1,1 млн шт., емкость местного рынка сократилась на 5,4% до 817 620 шт., гласят данные OICA. Российский рынок, напротив, вырос на 8,3% до 3,1 млн шт. Toyota поставляет в Россию из Турции легковые автомобили Verso (в 2012 г. — более 2700 шт., в I квартале 2013 г. — около 400 шт.), а с июня начнет завозить Corolla (сейчас она поставляется из Японии) — объемы будут сопоставимы с продажами, поясняет представитель японского автоконцерна (в 2012 г. в России было продано 33 262 шт. Corolla). Honda со своего турецкого завода поставляет в Россию одну модель — седан Civic(около 6000 шт. в год), говорит представитель компании. Но в июне эти поставки прекратятся из-за выхода обновленной модели, которая будет завозиться в Россию из США, как и основная масса автомобилей Honda, пояснил он. Renault поставляет из Турции в Россию две модели — Fluence (этот автомобиль также выпускается на московском «Автофрамосе», общие продажи в 2012 г. составили 17 682 шт.) и Megane (в 2012 г. в России было продано 10 224 шт.), говорит представитель компании. Но в перспективе поставки могут сократиться, отмечает он.