Для транспортной отрасли — кадры это тот базис, который поддерживает стабильность транспортной системы и обеспечивает дальнейшее её развитие. При этом надо учитывать, что любой транспорт — источник повышенной опасности. Поэтому готовить специалистов для транспортной отрасли — миссия крайне ответственная. К сожалению, в последнее время наблюдается повышение числа аварий на транспорте, которые связаны именно с человеческим фактором, халатностью и непрофессионализмом.
По словам Председателя Комитета по транспорту Сергея Шишкарёва, ещё одна причина, заставляющая задуматься на тему совершенствования транспортного образования, связана с изменением экономического вектора развития. Существующая экономическая ситуация обуславливает переход экономики нашей страны с сырьевого на инновационное направление.
«Мы должны внедрять не только новые технологии, но и новые способы управления транспортно-логистическими процессами. И инициаторами этого инновационного движения, на мой взгляд, должны быть транспортные ВУЗы» — отметил Шишкарёв.
Говоря о проблемах подготовки транспортников участники круглого стола остановились на проблеме с материально-техническим обеспечением ВУЗов, которые готовят работников транспортной отрасли и специалистов управления на транспорте: финансирования, безусловно, не хватает. Многие учебные заведения оказались в ситуации, когда нет средств на подготовку, например, специалистов для морского и речного транспорта, пилотов, водителей, нет средств на закупку специального оборудования и тренажеров.
Не смотря на то, что система образования, сложившаяся на транспортном комплексе, признана одной из лучших среди технических учебных заведений страны, есть негативные тенденции по снижению уровня подготовки кадров, в том числе происходящее из-за недостатка и невысокого качества преподавательского состава. Устаревает материально-техническая база, это также приводит к снижению качества подготавливаемых кадров.
В настоящее время парк воздушных судов летных учебных заведений гражданской авиации составляет 233 учебных самолета и вертолета, причем только 20% из них находятся в исправном состоянии, а около 20% воздушных судов отработали назначенный срок службы и подлежат списанию.
Сегодня в нашей стране около 10 тысяч подготовленных пилотов, при этом наблюдается естественный отток кадров (4–5% в год, это около 400 пилотов). Ситуация усугубляется тем, что все высшие и средние летные учебные заведения России выпускают не более 200–250 пилотов в год. Следовательно, годовой мощности всех летных учебных заведений в нашей стране недостаточно даже для одной авиакомпании, например, «Аэрофлоту» ежегодно требуется порядка 200 пилотов.
Кадровое обеспечение морской деятельности также оставляет желать лучшего. Укомплектованность судов флота командным составом составляет около 93%. В то же время лица командного состава судов в возрасте 50 — 60 лет и старше составляют более 25%. Ежегодно, например, с морского флота по различным причинам уходят 700 — 800 специалистов командного состава судов, и восполнить эти места существующим на сегодня выпуском из морских учебных заведений (около 650 человек) невозможно. При этом иностранные компании зачастую уже на 4 курсе начинают приглашать наших студентов для будущей работы на иностранных судах. В результате российские учебные организации морского транспорта в большей мере обеспечивают кадрами иностранные судоходные компании. Очевидно, в этой области особенно необходимо развивать сотрудничество учебных заведений и работодателей.
На заседании круглого стола были сформулированы основные проблемные точки.
Как совместить возможности ВУЗов и ожидания отрасли? Как обеспечить согласованность стратегических планов и системы транспортного образования? Нужно ли создание университета по подготовке специалистов управления на транспорте? По мнению участников круглого стола, не решив эти вопросы, невозможно обеспечить качественную реализацию ни ФЦП, ни Транспортной стратегии.