Законопроект об инструментальном контроле прошел второе чтение
Закон подразумевает, что методика расчета цены за техосмотр будет разработана правительством РФ, а тарифы установлены местными властями.
Госдума приняла вчера во втором чтении законопроект «Об обязательном техническом осмотре автомобилей», который был доработан в авральном режиме по поручению президента Дмитрия Медведева. Парламентскую оппозицию возмутила цена на техосмотр, которая составит более 2 тыс. руб., что в два раза выше действующих московских расценок. Кроме того, вчера было объявлено, что в 2012 году, когда законопроект вступит в силу, объявленный Владимиром Путиным годовой мораторий на прохождение техосмотра будет прерван.
Законопроект, который вчера рассматривала Госдума, является основой реформы технического осмотра автомобилей, вступившей в активную фазу в апреле 2011 года. Тогда президент Дмитрий Медведев заявил, что техосмотр «изжил себя напрочь», и поручил правительству РФ до 1 июля подготовить предложения о существенном его упрощении. Депутаты в спешном порядке доработали законопроект «Об обязательном техническом осмотре», который был принят в первом чтении еще в июле 2010 года.
Напомним, документ предполагает передачу функции технического осмотра из МВД под контроль Российского союза страховщиков (РСА). РСА займется аккредитацией операторов техосмотра, которыми могут стать автосервисы, автодилеры и существовавшие до сих пор пункты инструментального контроля. При этом талон, который будут выдавать операторы водителям, понадобится только для получения полиса ОСАГО — ГИБДД проверять его более не будет. Кроме того, инструментальный контроль больше не будут проходить автомобили в возрасте до трех лет. Еще одно революционное новшество — ответственность операторов в случае ДТП, которое произошло из-за неисправности, которую не нашел техник во время осмотра. Подразумевается, что в этом случае взыскать ущерб с оператора сможет страховая компания. Закон также подразумевает, что методика расчета цены за техосмотр будет разработана правительством РФ, а тарифы установлены местными властями. Кабинет и ГИБДД должны также установить правила прохождения техосмотра, технические требования к автомобилям и диагностическому оборудованию, которые могут быть упрощены по сравнению с действующими.
Именно вопрос цены вчера стал одной из самых обсуждаемых тем. «Написано, что размер платы за техосмотр устанавливается по методике правительства. Насколько она увеличит плату? — спросил первый зампред фракции КПРФ в Госдуме Сергей Решульский.- Сейчас нормочас на станции техобслуживания стоит 1,8 тыс. руб., в законе же прописано, что на техосмотр нужно два часа, то есть понадобится 3,6 тыс. руб.?» Опасение депутатов подтвердились после выступления представителя Минэкономразвития Евгения Ковтуна. «По нашим ожиданиям, с 1 января стоимость техосмотра составит около 2 тыс. руб. (почти в два раза дороже, чем по действующим московским тарифам.- „Ъ“)»,- заявил он, но сразу оговорился, что «в дальнейшем цена будет уменьшаться за счет сокращения процедур и операций, необходимых при осмотре». «Помню, как принимали закон ОСАГО, обещали, что обязательное страхование обойдется в 700 руб.,- отметил господин Решульский.- В какую сумму вылилось в реальности? Думаю, по аналогии с этим можно умножить названную Минэкономики цифру в пять-шесть раз». Претензии высказывались и по поводу участия Российского союза страховщиков (РСА) в контроле за операторами техосмотра. «РСА — это чиновничья организация, и мы меняем лишь кассира — раньше он был в погонах, а теперь он будет сидеть в РСА»,- заявил зампред фракции ЛДПР в Госдуме Максим Рохмистров.
Новостью для депутатов стал и срок действия талонов техосмотра, выданных в 2010 году. Напомним, что 4 июня вступило в силу подписанное премьером Владимиром Путиным постановление правительства о введении годового моратория на техосмотр. Согласно документу, талоны, действие которых закончилось или закончится в 2011 году, автоматически продлеваются на год (это касается лишь легковых автомобилей с разрешенной массой до 3,5 т и мотоциклов). Однако вчера автор законопроекта, глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев заявил, что действие таких талонов продлевается до «начала действия нового страхового периода (то есть до получения полиса ОСАГО.- „Ъ“) в 2012 году», добавив, что «эта норма синхронизирована с введением моратория». Это означает следующее: к примеру, действие талона заканчивается в ноябре 2011 года, постановлением Владимира Путина оно продлевается до ноября 2012 года, но законопроект ограничивает действие талона техосмотра сроком действия полиса ОСАГО (который заканчивается, к примеру, в марте 2012 года). Таким образом, объявленный премьером мораторий депутаты фактически намерены прервать своим законом.
Как заявил вчера Сергей Шишкарев, уже на этой неделе законопроект будет принят в третьем чтении, после 20 июня рассмотрен Советом федерации и до 1 июля — подписан президентом.