Депутат Сергей Шишкарев предлагает ввести налоговые льготы для бизнесменов, вкладывающих деньги в образовательные проекты
Россия делает ставку на научный и технологический рывок в ближайшие несколько лет. Принята федеральная целевая программа развития инфраструктуры наноиндустрии, предусмотрены колоссальные капиталовложения. Но нет внятного ответа на один вопрос: а кто всё это будет делать? Кадровый дефицит разработчиков программного обеспечения в России в минувшем году составил 30 тысяч человек. Новых готовить некому. Число россиян, предпочитающих получать современное образование за рубежом, год от года растет.
По мнению депутата Госдумы Сергея Шишкарева (фракция «Единая Россия»), выход один: сделать для российских компаний и корпораций выгодными вложения в образовательные проекты. Разделив с государством ответственность за рост интеллектуального потенциала, бизнес воспользуется и плодами такого сотрудничества.
Сергей Шишкарев убеждён: необходимы срочные меры, чтобы поощрить отечественный бизнес к участию в ускоренном развитии образования, возрождения российской научной и инженерной школы. То, что делается сейчас рядом наших корпораций и фондов — предоставление учебных и исследовательских грантов, именных стипендий — заслуживает поддержки и одобрения, однако это пока что редкие примеры социальной инициативы отечественных предпринимателей. А нужна система.
Бизнесу нужно помочь перейти от спонсорства вузов к инвестированию в развитие трудовых ресурсов. Сегодня бизнес-структуры тратят деньги на высшую школу из прибыли компаний, составляя договора о сотрудничестве, содружестве, спонсорстве. Эти эвфемизмы нужны только для того, чтобы избежать претензий налоговых органов.
Депутат предлагает: внести поправку в Налоговый кодекс, которая отнесет на себестоимость продукции и издержки все расходы компании по созданию и развитию системы образования, включая пожертвования и некорпоративным образовательным учреждениям. Кроме того, отменить уплаты НДС с имущества, например, компьютеров и офисного оборудования, безвозмездно передаваемого компанией образовательным учреждениям. Тогда деловые люди смогут вкладываться в прогнозирование рынка труда, финансировать рейтингование вузов, развивать образовательные кредиты.
При каждом крупном федеральном вузе создается эндаумент — специальный фонд, доходы от размещения капиталов которого практически не облагаются налогами и тратятся на конкретные образовательные проекты. Нужно пойти дальше: средства, направляемые в эндаумент-фонды, вычитать из базы по налогу на прибыль, и не только в тех случаях, когда пожертвование направляется бюджетной организации.
Другая проблема, которую предстоит решить, — на что должны быть направлены инвестиции. Пока что для вузов характерна слабая материальная база, что приводит к оторванности системы образования от научно-производственной сферы. Обучение и научная деятельность в вузах разделены. Студенты не принимают участия в исследовательских проектах. Сергей Шишкарев предлагает: инвестиции должны быть направлены на создание новых образовательных программ, введение стипендиальных и грантовых программ для студентов и преподавателей, приглашение исследователей и руководителей бизнеса для преподавания в вузах, чтобы студенты могли раньше и точнее сориентироваться в выборе специализации.
Депутат опирается при этом на опыт работы основанного им Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный Клуб», содействующего развитию новых образовательных процессов и научных разработок, распространению современных стандартов образовательной и внеаудиторной работы.