Рубрика: В зеркале СМИ

Законопроект о техосмотре Госдума рассмотрит в среду в III чтении

МОСКВА, 15 июн — РИА Новости. Госдума рассмотрит в среду в третьем, окончательном чтении законопроект, согласно которому отменяется обязательный техосмотр для новых автомобилей, а заключение договора ОСАГО без прохождения ТО становится невозможным, и эта процедура передается из ведения МВД коммерческим техцентрам.

Президент РФ Дмитрий Медведев поручил к 1 июля этого года подготовить предложения о существенном упрощении процедуры техосмотра транспортных средств или о полной его отмене. На пресс-конференции 18 мая Медведев заявил, что техосмотр нужно вывести «из-под милиции и сделать максимально простым», например, совместив его с техническим обслуживанием и заключением договора о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), которое является для всех обязательным. По его словам, такое решение позволит эту процедуру превратить в достаточно формальную.

Законопроект о передаче функции техосмотра транспортных средств от ГИБДД коммерческим структурам, Госдума приняла в первом чтении в начале июля прошлого года. Спустя почти год удалось, наконец, согласовать окончательный текст законопроекта о техосмотре, второе чтение которого неоднократно переносилось и состоялось во вторник, 14 мая. За законопроект проголосовали 318 депутатов, против были 59, воздержался — один.

Согласно новой редакции документа, ко второму чтению которого была предложена одна комплексная поправка, автовладелец сможет заключить договор обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) только, предъявив талон техосмотра. Таким образом, полис ОСАГО будет свидетельством прохождения ТО.

Проводить техосмотр будут аккредитованные технические центры, так называемые операторы технического осмотра. Их аккредитацией будет заниматься Российский союз автостраховщиков (РСА), а правила аккредитации установит Минэкономразвития. Аттестат аккредитации будет действовать бессрочно.

За нарушение требований аккредитации операторов техосмотра, согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях РФ, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму в размере от 10 до 15 тысяч рублей, юрлица — от 50 до 100 тысяч рублей.

Чтобы цены на ТО значительно не выросли, законопроектом определяется, что предельные тарифы и методику расчета цен на услуги технических центров установит Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Каждый регион сможет регулировать эти тарифы, правда, только в сторону понижения.

По прогнозу главы комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, цены на техосмотр, скорее всего, поднимутся, и стоимость этой процедуры может составить от полутора до трех тысяч рублей. В настоящее время стоимость техосмотра легкового автомобиля в Москве составляет 690 рублей, грузового автомобиля массой до 3,5 тонн — 790 рублей, массой от 3,5 до 12 тонн — 1,06 тысячи рублей.

В установленный законопроектом переходный период — с 2012 по 2014 годы — автовладельцы смогут обращаться как в действующие сейчас центры по прохождению техосмотра при ГИБДД, так и во вновь созданные структуры. При этом, как пояснили в аппарате комитета, на переходный период цены за процедуру ТО в ныне существующих центрах останутся прежними и составят порядка 700 рублей. Коммерческие операторы будут работать по «новым правилам» и оказывать автовладельцам эту услугу, соответственно, уже по новым расценкам. Несмотря на ощутимое преимущество в стоимости техосмотра на пунктах ГТО при ГИБДД, в комитете считают, что и коммерческие операторы не останутся без клиентов, потому как автовладельцы предпочтут пройти техосмотр без очередей и с комфортом.

Кроме того, в переходный период при необходимости законодатели смогут вносить в закон поправки, исходя из практики его применения.

Согласно тексту документа, новые автомобили (до трех лет, начиная с года выпуска) не будут проходить техосмотр. Далее для владельцев автомобилей (в том числе грузовики до 3 тонн) от трех до семи лет устанавливается необходимость прохождения ТО раз в два года, а машины старше семи лет будут обязаны делать это ежегодно.

Однако такси, автобусы и маршрутки, то есть все те, кто занимается перевозкой пассажиров, должны будут проходить техосмотр каждые полгода, а грузовики свыше 3 тонн, спецтранспорт (полицейские машины, скорая помощь) — раз в год. Освобождаются от ТО прицепы, имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн.

Согласно тексту законопроекта, планируется создание единой автоматизированной информационной системы ТО, с помощью которой будет вестись обязательный учет сведений о результатах проведения техосмотра. Планируется, что в будущем, когда система заработает в полном объеме, страховщикам не нужно будет предъявлять талон техосмотра при покупке полиса ОСАГО. Однако первое время он еще будет выдаваться автовладельцам. За непредставление сведений в автоматизированную информационную систему коммерческим техцентром, согласно поправкам в КоАП РФ, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 50 тысяч рублей.

С момента вступления в силу нового закона автовладельцы не будут привязаны ни к региону, ни к муниципальному образованию при прохождении ТО, то есть они смогут пройти процедуру в любом техцентре страны.

Законопроектом также предусматривается минимальная обеспеченность того или иного субъекта РФ станциями или пунктами техосмотра.

«Предусмотрена минимальная достаточность наличия пунктов техосмотра в регионах. Это обязанность региональных властей — обеспечить наличие достаточного количества пунктов и следить за тем, чтобы в регионе не было картельных сговоров», — сказал Шишкарев журналистам ранее.

В законопроекте предусмотрен механизм защиты автовладельцев от злоупотреблений при проведении процедуры техосмотра. В частности, водитель на любом этапе прохождения ТО сможет забрать документы и уехать в другой техцентр, если увидит, что ему навязываются те или иные услуги. Вместе с тем, глава думского комитета выразил надежду, что каждый дилер будет дорожить своей репутацией и избегать подобных ситуаций.

Кроме того, законодатели впервые вводят солидарную ответственность техцентров и водителей за неисправности в автомобиле, которые явились причиной ДТП. Если страховая компания сумеет доказать, что процедура ТО не была соблюдена или проведена халатно, и это стало причиной ДТП, то техцентр будет отвечать за такие нарушения.

Среда, 15 июня • Рубрика: В зеркале СМИ