Рубрика: В зеркале СМИ

Выступление на съезде Союза транспортников

Уважаемые коллеги!

На минувшей неделе Правительство в целом одобрило федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы».

Действующая до сих пор федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» позволила не допустить ухудшения состояния транспортной системы. Однако ее состояние уже не отвечает требованиям инновационного развития страны, которые легли в основу концепции «Стратегия 2020», разработанной партией «Единая Россия».

От частностей мы переходим к решению системных задач, от модернизации отрасли к ее развитию. Это нашло отражение в изменении названия программы, это потребовало и более взыскательного подхода к проекту. И надо сказать, цели поставлены по-хорошему амбициозные.

Напомню, что новая редакция ФЦП предусматривает:

  • ввод в эксплуатацию 4 700 километров новых железнодорожных линий,
  • строительство и реконструкцию 7 300 километров автодорог федерального значения,
  • строительство 1800 километров скоростных автодорожных магистралей,
  • реконструкцию 116 взлетно-посадочных полос,
  • пятикратный рост пропускной способности морских портов,
  • 30-кратный рост числа трансфертных пассажиров в узловых аэропортах,
  • 100-процентное соответствие автодорог федерального значения с твердым покрытием нормативным требованиям,
  • увеличение транзита грузов по территории России в полтора раза — до 42 миллиона 700 тысяч тонн.

До 15 мая Минтранс совместно с Минэкономразвития должны доработать программу с учетом высказанных замечаний и внести в правительство для окончательного утверждения. В ходе «Транспортной недели» в Сочи 20-24 мая реализация программы будет обсуждаться с представителями руководства регионов РФ.

Как видим, работа над программой ведется серьезно, каждый раздел подвергается критическому осмыслению. Иначе и быть не может: речь идет о сумме без малого в 14 триллионов рублей, в том числе 4,6 триллиона рублей из федерального бюджета.

Свои замечания по проекту программы высказал и Комитет Государственной Думы по транспорту.

Мы обратили внимание министра транспорта Игоря Левитина на то, что выполнение действующей программы не было детально проанализировано. А без этого трудно судить об эффективности проводимой Минтрансом работы.

Программа предусматривает повышение «транспортной подвижности» населения на треть. Ориентир верный. Но ведь он не решается одними только железнодорожными и авиационными перевозками. В повышении транспортной мобильности населения исключительную роль играет общественный транспорт — обыкновенные автобусы, трамваи, такси, троллейбусы. А между тем подпрограмма «Реформирование пассажирского транспорта общего пользования» из проекта ушла. Мы считаем, что это поспешное решение. Напомню, что действующей ФЦП на цели реформирования пассажирского транспорта общего пользования выделялось 129 млрд. рублей.

Мы посоветовали разработчикам программы предусмотреть развитие лизинга, чтобы на базе отечественного машиностроения обновлять парк транспортной техники. Причем, это особенно важно для морского флота и гражданской авиации, где мы загружаем заказами иностранных производителей.

Есть замечания и по очередности приоритетов. В подпрограмме развития гражданской авиации заложена реконструкция 116 взлетно-посадочных полос. Однако финансирование пойдет в первую очередь для узловых аэропортов и аэродромов опорной сети. А до местных авиасетей деньги дойдут позже, не ранее 2013 года. Мы считаем, что раз уж поставлена задача выравнивания транспортных возможностей населения центральных и отделенных регионов, нужно приблизить сроки финансирования реконструкции местной аэродромной сети.

Реализация программы требует серьезного законодательного обеспечения. Необходимо внести изменения в ряд существующих федеральных законов и разработать новые, в частности:

  • о метрополитене и других видов скоростного транспорта,
  • об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами,
  • об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев,
  • субсидировании авиапассажиров на основе выделения топливной составляющей из стоимости авиабилета,
  • о государственной компании, которая будет заниматься организацией, строительством и эксплуатацией дорог.

Полагаю, Минтрансу и Союзу транспортников в тесном контакте с Комитетом Государственной Думы по транспорту нужно разработать четкий, выверенный по месяцам план нормативно-правового обеспечения федеральной целевой программы. И призываю входящие в Союз объединения, союзы и ассоциации подключиться к реализации этого плана. Нам, видимо, уже пора переходить от констатации проблем и выдвижения общих идей к формулированию конкретных предложений: что и в каком законодательно-нормативном акте требуется скорректировать.

Над решением вопроса обеспечения транспортной доступности для всего населения России, в особенности Сибири и Дальнего Востока, партия «Единая Россия» работает в рамках проекта «Транспорт объединяет Россию». Планируется принять рамочный федеральный закон о минимальных транспортных стандартах, который будет гарантировать каждому гражданину минимально необходимый набор транспортных услуг, их качество, бесперебойное и доступное по цене передвижение в пределах всей страны. Федеральный закон о минимальных транспортных стандартах подведет законодательную базу под решение целого ряда проблем, имеющих большое социально-политическое значение. На его основе местные органы власти примут свои стандарты с учетом особенностей территорий, схем расселения, социальных и культурных традиций.

Тему минимальных транспортных стандартов мы будем в ближайшее время обсуждать в рамках Консультативного совета партийного проекта «Транспорт объединяет Россию». Начало таким дискуссиям уже положено: буквально несколько дней назад состоялся интереснейший разговор по вопросам организации движения транспорта в городах-мегаполисах. По понятным причинам эта тема вызывает обостренный интерес у жителей всех крупных городов нашей страны. Участники заседания выдвинули большое число конкретных предложений по развитию транспортного сообщения в рамках городских агломераций, по совершенствованию законодательно-правовой базы этого развития, по улучшению взаимодействия различных ветвей и уровней власти. Рекомендовалось, в частности, внести изменения в следующие законодательно-нормативные акты:

  • в Градостроительный кодекс РФ — с целью установления современных нормативов транспортной обеспеченности городов;
  • в Налоговый кодекс РФ — с целью определения возможности взимания сборов за парковку транспортных средств в городах;
  • в Кодекс РФ об административных правонарушениях — в части введения или повышения ответственности за нарушение правил парковки; использования полос, отведенных для движения общественного транспорта;
  • в Правила дорожного движения — в части возможности выделения полос приоритетного движения общественного маршрутного транспорта и условий их использования;
  • в строительные нормы и правила (СНиПы) на проектирование объектов транспортной инфраструктуры в городах и другие.

В ходе работы Консультативного совета подчеркивалась необходимость комплексного подхода к решению транспортных проблем, сочетания организационно-технических, административно-правовых, экономических и образовательных мер.

Здравые идеи и предложения, которые аккумулирует Консультативный совет, имеют все шансы воплотиться в реальность. И мы будем приветствовать более широкое участие профессионалов от Союза транспортников России в работе партийного проекта.

У нас с вами впереди много дела, много нерешенных проблем. Уверен, что Союз транспортников России станет важнейшим участником реализации «Стратегии 2020» и программы развитие транспортной системы России.

Желаю съезду успешной и плодотворной работы!

Исп. Куров Г. И.

Четверг, 01 мая • Рубрика: В зеркале СМИ