Рубрика: В зеркале СМИ

Выступление на конференции «Инновации — Конкурентоспособность — Лидерство»

Центр социально-консервативной политики (ЦСКП), 25.01.2008

Уважаемые коллеги!

Хочу высказать поддержку проекту ЦСКП, на одном из мероприятий в рамках которого мы сегодня присутствуем. Отрадно, что появилась площадка, на которой можно открыто и непредвзято обсуждать вопросы, жизненно важные для будущего нашей страны.

Важность темы национальной конкурентоспособности невозможно переоценить. Коротко остановлюсь лишь на одной грани этой темы: транспорт. Как ни банально это звучит, транспорт — это становой хребет экономики. А становой хребет российской экономики порядочно поизносился за постсоветский период и нуждается в радикальном обновлении. Иначе о конкурентоспособности России на мировом рынке можно забыть. Образно говоря, мы можем создать самую совершенную в мире продукцию, но если она будет ехать и плыть к потребителю месяцами, а ее цена будет заметно возрастать за счет транспортных издержек — рынки мы потеряем.

Сегодня многое делается в направлении восстановления и развития транспортного комплекса страны. Решено, в частности, на год приблизить срок завершения Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». Ассигнования на новую ФЦП — «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» — предусмотрены в объеме 20 трлн. рублей. Это вчетверо больше за шесть лет, чем предусматривалось текущей программой, рассчитанной первоначально на 9 лет.

Особо значим тот факт, что развитие отрасли регулируется программными документами, которые соответствуют идеологии обсуждаемого сегодня аналитического доклада. Принята и вот уже третий год как реализуется «Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года». Близка к завершению разработка «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» — необходимость создания этого документа связана с тем, что в Минэкономразвития практически готова концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года, а прогноз роста транспортной отрасли должен быть рассчитан на опережающую перспективу.

Но есть и существенные различия. Национальная стратегия дает общие ориентиры и по развитию транспортной инфраструктуры в целом, и по отдельным видам транспорта. Однако она не опирается на стратегические планы развития отдельных отраслей. Убежден, что такие программные документы необходимы.

Отрадным примером пока что являются железнодорожники, разработавшие Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года. Реализация этой программы должна послужить локомотивом для развития всего транспортного комплекса страны. В ней предусматриваются новации, которые могут быть с успехом применены в других отраслях, и не только транспортных. Например, разработчики, отдавая должное бюджетному финансированию, предлагают ряд конкретных механизмов для привлечения инвестиций. 75 процентов требуемых для реализации Стратегии средств, то есть, свыше 10 триллионов рублей, планируется привлечь в виде частных инвестиций. И бизнес пойдет на это, но — если получит хорошие предложения и твердые гарантии защиты своих интересов. Обеспечить то и другое могут механизмы государственно-частного партнерства, однако их ещё надо поставить на прочную законодательную основу.

И еще одно отличие. В предложенном к обсуждению аналитическом докладе совершенно справедливо отмечается, что любая стратегия развития должна предусматривать полугодовые или, в крайнем случае, годовые «контрольные точки», по которым будет проверяться ход ее реализации. В действующем варианте «Транспортной стратегии РФ» таких контрольных точек вообще нет. В упомянутой мною действующей ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» предусмотрены ежегодные доклады о ходе ее реализации, однако никакой корректировки программы по итогам этих докладов не предусматривается. Полагаю, что эти недостатки необходимо устранить в ходе разработки очередных документов.

И в завершение два слова о формах общественного контроля. В аналитическом докладе совершенно справедливо упомянута Государственная Дума как орган, способный и уполномоченный обществом осуществлять такой контроль. Хочу добавить, что парламентарии этим доверием гордятся, но не возгордились. Мы сильны тесным взаимодействием с разными структурами гражданского общества страны — с парламентскими партиями, которые мы представляем в высшем законодательном органе страны, с Общественной палатой, с общественными ассоциациями, организациями и союзами, с многочисленными экспертами — как в индивидуальном качестве, так и в составе Экспертных советов. И хочу вас заверить, что руководимый мною Комитет Госдумы по транспорту готов к эффективной работе на своем участке.

Понедельник, 04 февраля • Рубрика: В зеркале СМИ