Рубрика: В зеркале СМИ

В России переход на топливо «Евро-3» откладывается до 2011 года

Министр энергетики Сергей Шматко признал, качество нефтепереработки в стране настолько низкое, что выгоднее продавать за рубеж сырье

В Госудме говорили о бензине. Перед депутатами отчитывался министр энергетики Сергей Шматко. Парламентариев интересовали самые разные вопросы. Например, когда в России, наконец, появятся современные нефтеперерабатывающие заводы, откуда берутся заоблачные цены на топливо, и когда, наконец, мы перейдем на новые стандарты качества.

Высокооктановый бензин класса «Евро-3-4-5» спасет российские автомобили и российскую экологию. В Министерстве энергетики это отлично понимают, только переход на качественное топливо затягивается. «Евро-3» собирались принять за стандарт в 2010, сейчас сроки перенесли на 2011.

Сергей Шишкарев, председатель комитета Госдумы по транспорту:
— Дело в том, что нас через год не будут пускать в Европу. Уже тему поднимали, уже в 3-й раз мы говорим о переходе на «Евро-3» и переносим это на год. Ну давайте будем откровенны: никакого прорыва нет! Мы не сможем за год модернизироваться, не сможем за год предпринять все необходимые меры, чтобы перейти на «Евро-3»!

Тем не менее, в Минэнерго не теряют надежд ввести к 2014 году «Евро-4», к 2015 — «Евро-5». Несмотря на то, что сам министр признал: качество нефтепереработки у нас настолько низкое, что выгоднее продавать за рубеж сырье.

Сергей Шматко, министр энергетики РФ:
— При экспорте сырой нефти мы могли бы получить больший бюджетный эффект, нежели при экспорте низкокачественных нефтепродуктов.

Анатолий Локоть, фракция КПРФ:
— На собственном опыте я почувствовал качество нашего горючего, приобретя иномарку. Через полгода у нее развалился двигатель — как показал анализ, мне сказали, что заправляли низкооктановым топливом.

Даже если на АЗС висит указатель с крупными цифрами «95» — не верь глазам своим. На самом деле класс может быть ниже. Сейчас октановое число повышают с помощью доморощенных технологий — между тем, нужны технологии высокие. А в России за последние 30 лет построен только один нефтеперерабатывающий завод. Министерство отчиталось: в планах ещё три. А установки по более глубокой переработке сырья купят на Западе. И польется в наши авто экологически чистый, прозрачный, как слеза, бензин. Кстати, о прозрачности: откуда берутся цены на бензоколонках, понимают только в федеральной антимонопольной службе. Сегодня оттуда депутатам разъяснили: цены формируются размером налогов и сговором монополистов. По данным парламентариев, непрозрачный бензиновый рынок скрывает от россиян страшную правду: топливо могло бы стоить не больше 17 рублей за литр. Но министр Шматко парирует: а на какие деньги тогда модернизировать отрасль?

Сергей Шматко, министр энергетики РФ:
— Разговоры о назначении фиксированной цены на российские нефтепродукты являются тупиковым путем развития российской нефтепереработки.

В то же время от имени фракции «Единая Россия» депутат Гончар заявил: его однопартийцы против роста акцизов на бензин — а, значит, в конечном итоге и против роста розничных цен.

Николай Гончар, фракция «Единая Россия»:
— Это значит, что владелец 10-летнего «Жигуля» будет платить больше, чем владелец «Lexus Hybrid» производства 2009 года, который стоит несколько миллионов рублей. И его расход — 5,5–6 литров, тогда как у «Жигуля», к сожалению, 12–14. Это не та социальная политика, которая для нас приемлема.

В итоге министру пожелали лучше бороться с монополистами и искать деньги не в карманах автовладельцев. Ну, а если вдруг через 10 лет в мире научатся управлять термоядерными реакциями, размечтались депутаты, нефть вообще не будет нужна. С ней «утекут» и все проблемы, кроме одной — чем тогда будет жить сырьевая страна?

Среда, 02 декабря • Рубрика: В зеркале СМИ