Рубрика: В зеркале СМИ

ТВЦ — 25 ЧАС

Ведущий Колосов Илья

ВЕДУЩИЙ: Председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев приглашен на эксперт «25»-го часа, Сергей Николаевич, добрый вечер.

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: Добрый вечер.

ВЕДУЩИЙ: 2 млрд. евро для автомобильной современной России цифра грандиозная, но, собственно, кроме цифр ничего и непонятно, по всем остальным вопросам нужны будут ваши комментарии, давайте, для начала объясните вот что. Как долго готовился этот контракт. Почему выбраны именно Sollers и Fiat?

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: Думаю, что на все вопросы я, наверное, ответить не смогу, а действительно впечатляющие цифры. И 2 млрд. 100 млн. евро — это масштабная цифра не только для автомобильного проекта, не только для какого-то промышленного проекта, а в принципе, если не брать крупные инфраструктурные проекты, которые мы развиваем в последнее время, типа «Восточная Сибирь — Тихий океан». Или строительство порта в инфраструктуре, строительство дорог, это, пожалуй, самый крупный проект, на который сегодня идет государство, причем идет не как государство напрямую, не через Ростехнологии, не через другие госкомпании, а идет в качестве поддержки, в принципе, частного бизнеса. Попробуем ответить. Почему Sollers? Ну, потому что это очень успешная компания, это компания «Северсталь-Авто» бывшая. Я очень неплохо знаю Вадима Швецова, которого сегодня мы видели неоднократно в телевизионных репортажах, на мой взгляд, очень продвинутый, современный менеджер, умеющий и знающий, как строить связи, в хорошем смысле этого слова, с административными структурами. На заднем плане репортажей, которые мы тоже с вами смотрели, я видел руководителей крупных российских инвестиционных банков, в частности, Дмитрия Вэб, похоже, там был и кто-то из представителей, по-моему, Костин, если я правильно понял, «ВТБ». Речь, наверно, идет о том, что впервые с поддержкой Правительства будет реализовываться тот проект на меж…, поддержанный на международном уровне, в который власти реально верят. Повторю, частный проект. И Fiat, почему Fiat?

ВЕДУЩИЙ: Так Fiat только сам недавно выбрался из кризиса. Помню, собирали деньги на его спасение. Сейчас он прикупил акции Chrysler, и вот он уже у нас и готов платформу Chrysler и здесь собирать.

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: Но, думаю, речь ведь идет о тех моделях, опять же, если мы правильно поняли то, что сегодня услышали, речь идет о массовых моделях автомобиля. И, если говорить о, вы об этом наверно тоже, мы еще поговорим о конкуренции с «АвтоВАЗом», возможной, насколько она хороша или плоха. Еще раз повторю, что речь идет о тех автомобилях, которые, безусловно, при нормальной цене и хорошем качестве будут раскупаться, особенно в период кризиса. И для Fiat, а, возможно, это тоже определенная диверсификация рисков и тех проблем, которые существуют в Италии.

ВЕДУЩИЙ: Эксперты говорят, что с «АвтоВАЗом» тот набор автомобилей, который будет собираться у нас, вот этим совместным предприятием, с «АвтоВАЗом»-то они конкурировать не будут, но, смотрите, что интересное, я процитирую Владимира Путина. «Исходим из того, что при реализации этого проекта будет задействован целый ряд регионов России, где есть соответствующая компетенция, хорошо подготовленные кадры, включая город Тольятти». Значит ли это, что в Тольятти то «АвтоВАЗ» постепенно будет схлопываться?

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: Я думаю, что нет. На «АвтоВАЗе» мы об этом неоднократно говорили и все мы понимаем, что «АвтоВАЗ» — это не только устаревшее производство, но это и устаревшие подходы к организации труда. На «АвтоВАЗе» излишнее количество работников, и, если будет выбрана и реализована все-таки правильная стратегия переоборудования производства, его механизация, внедрение новых современных инновационных автоматизированных технологий, квалифицированный рабочий персонал будет высвобождаться. А так, географически Тольятти и тот регион, ну, в данном случае Алабуга, о которой идет речь, совсем близки, ну, то есть, это действительно не проблема — переселение на сотни или на тысячи километров, то, вполне вероятно, что какое-то количество специалистов будет перетекать из освобождающихся на «АвтоВАЗе» на новое производство. И в этом смысле я логику вижу, она очевидна, на мой взгляд.

ВЕДУЩИЙ: Главная цель проекта для России, повторяю, мы же рассматриваем, как сказал председатель Правительства, не даем уже наверняка, а рассматриваем возможность выдачи более 2 миллиардов евро в кредит?

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: Главная цель для России, вы знаете, у нас в декабре были парламентские слушания, организованные нашим Комитетом и Комитетом по промышленности, и мы говорили об автомобильной промышленности, вообще, есть или нет перспективы. И в принципе, к моему сожалению, уже дискуссия пошла в таком ключе, вообще способна Россия создать…

ВЕДУЩИЙ: Нормальные автомобили

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: Нормальные автомобили или нет? То есть мы замахиваемся, и пока не сдали позиции в космосе, мы строим современные самолеты, но, к сожалению

ВЕДУЩИЙ: Машина никак не можем.

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: А с машинами никак не можем, так вот все-таки я думаю, что, зная Путина, но, понимая его сегодняшнее состояние, в том числе эмоциональное, я думаю, что это, в том числе это, такой знаете, крепкий удар по столу с постановкой вопроса: «Нет, ребята, нет, пацаны, мы нормальный автомобиль сделать должны». А с Fiat ведь уже работали. Ведь та самая «Копейка» — это первая модель «Жигулей», она ведь приехала к нам из Италии вместе с Fiat. И я думаю, что, и, наверное, не открою большой тайны, если скажу, что со стороны итальянских партнеров за проектом стоит Берлускони, а отношения двух премьеров мы знаем, они рабочие, они конструктивные, и способны двинуть и такой проект.

ВЕДУЩИЙ: Согласен. Просто мне нравится, что, если это так, что премьер-министр готов там хлопнуть кулаком по столу и сказать: «Ну, наконец то, давайте же что-то сделаем». Вы их депутат от «Единой России», у вас есть право законодательной инициативы, но, может быть, из Думы предложить… Но согласитесь, намного действеннее будет, если два первых лица государства пересядут на отечественные автомобили. Вот знак-то, вот значит, что мы умеем делать.

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: Очень рискованный шаг — сделать так и поступить, как Вы предлагаете. Потому, что пересесть, а потом пересесть, пересесть на отечественную машину, а потом, не удовлетворившись, а явно нормального человека, особенно осуществляющего государственную деятельность, перемещение на отечественном автомобиле не устроит, и потом опять пересесть на иномарку будет неправильно.

ВЕДУЩИЙ: Нет, если принимать решение, так следовать до конца, конечно.

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: Так я поэтому и говорю, наверное, может быть, воздержаться сегодня от таких резких шагов, и действительно демонстративное пересаживание на неподготовленный автомобиль, все-таки сделать то, что положено делать все-таки политическому руководителю, создать условия и добиться результата по производству нового, современного, комфортного автомобиля, за который не стыдно будет сесть, а потом уже публично на него пересесть. Кстати, если сейчас параллельно открытию этого производства, такая задача появится. И было бы правильно, в данном случае, не бизнес, а тех чиновников, которые стояли вокруг Владимира Владимировича сегодня обязать, что, уважаемые коллеги, а давайте договоримся о том, я немножко пытаюсь вашу мысль развить, вот, через 3 года я вам отдаю, я вам сегодня обещаю, как он и сказал, 2 млрд.100 млн. Это беспрецедентная поддержка. Но давайте договоримся так. А — что, мы не профукаем эти деньги и Б — через три года мы пересядем на новые автомобили, на платформе Chrysler, как вы сказали, вполне солидный представительский автомобиль, может быть, и поедем вместе.

ВЕДУЩИЙ: В Соединенных Штатах выпускают самые разные автомобили. И японские, и шведские, и германские, но президент Соединенных Штатов ездит только на американских, согласны? Поэтому не надо пересаживаться на Chrysler, а надо седлать что-то свое, чтоб не стыдно ездить?

Сергей ШИШКАРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту: Вы хотите проверить мой патриотизм? Я согласен. Это абсолютно правильно. Но еще раз говорю: надо пересаживаться на то, на что, действительно, пересесть не стыдно.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Шишкарев, представитель Комитета Госдумы по транспорту, был гостем «25-го часа». В четверг в Набережных Челах было подписано соглашение между Sollers и Fiat о создании совместного автопредприятия, которое со временем станет вторым производителем пассажирских машин в стране.

Понедельник, 15 февраля • Рубрика: В зеркале СМИ