Рубрика: В зеркале СМИ

Трудности перевода

Кубанские пароходства просят упростить переоформление судов под российский флаг

Совет по морской деятельности Краснодарского края обсудил в Новороссийске перспективы перевода принадлежащих отечественным компаниям судов под российский флаг в рамках создания Российского международного реестра судов. По мнению представителей зарегистрированных в Краснодарском крае пароходств, в настоящее время эта процедура экономически неоправдана из-за высоких затрат на перегон судов к месту приписки и чрезмерно сложного механизма переоформления. Между тем один из разработчиков закона о Международном реесте — депутат Госдумы РФ Сергей Шишкарев — считает, что бюждеты всех уровней недополучают от судоходных компаний края, работающих под удобными флагами, до $60 млн в год.

Открывший заседание Совета руководитель краевого департамента по транспорту и связи Григорий Минаев следующим образом сформулировал стоящую перед региональными властями цель: необходимо сделать российский флаг альтернативой удобному флагу. По его словам, в настоящее время под флагом России в стране зарегистрировано менее 200 судов суммарным дедвейтом около 3 млн т. При этом, по его данным, только «Новошип» и «Совкомфлот» располагают флотом суммарным дедвейтом 8 млн тонн.

Ъ 20 декабря 2005 года был принят федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского международного реестра судов. Постановлением правительства РФ в перечень мест, осуществляющих регистрацию судов в Российский международный реестр, включены порты «Новороссийск» и «Туапсе». За время, прошедшее со дня принятия закона, во всех портах России зарегистрировано около 140 судов.

ОАО «Новошип» владеет 56 судами общей стоимостью около $2,4 млрд, из которых за время действия закона о Российском международном реестре под российский флаг были переведены 4, в том числе одно в Новороссийске.

Как выяснилось на заседании Совета, выполнить поставленную федеральными властями задачу не так просто, прежде всего, по финансовым соображениям. Президент ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип») Сергей Терехин, в частности, сообщил: «Танкер „Маршал Чуйков“ (судно типа „панамакс“ дедвейтом 67 тыс. тонн, ранее ходило под либерийским флагом. — „Ъ“), принадлежащий нашей компании, работал в Карибском бассейне. Для перехода судна под российский флаг необходимо было перегнать его в Россию, что обошлось в $1 млн. Кроме того, нужно было предъявить таможенной службе протоколы измерений физических факторов судна, протоколы исследования воздухо-рабочей зоны и т. д. Все это привело к длительному простою судна, которое в настоящий момент стоит на рейде Новороссийска, и заказов на него не поступает„. Господин Терехин добавил, что при регистрации под российским флагом танкеров большего тоннажа (“афромакс» — дедвейт 100 тыс. т, «суэцмакс» — около 150 тыс. т. — «Ъ»), потери будут еще существеннее. «Чтобы перевести под российский флаг 6 таких пароходов, 1 надо продать», — уточнил он.

«Следует учитывать, что на 70-80 % судами российских компаний владеют иностранные банки, вложившиеся в покупку флота, — отметил Сергей Терехин. — Едва ли они дадут денег под российский флаг, так как не уверены в российской системе правосудия».

С этими доводами согласился генеральный директор ОАО «Кубанское речное пароходство» Александр Давиденко, который считает, что перевод судов под российский флаг — пока скорее демонстрация лояльности к власти, чем экономическая необходимость. По его мнению, именно поэтому сейчас судовладельцы переоформляют нелучшие суда, которые составляют явное меньшинство в общем количестве флота.

Протокол заседания Совета, который предстоит переслать в Морскую коллегию при правительстве РФ и комиссию СФ по морской политике, будет готовиться в течение нескольких дней. В нем, в частности, будут зафиксированы пожелания руководства судоходных компаний по поводу упрощения исключения из процедуры переоформления освидетельствования судов различными проверяющими структурами, на основании лишь документов Классификационного общества.

Между тем один из разработчиков закона о Международном реесте — депутат Госдумы РФ Сергей Шишкарев, считает, что бюждеты всех уровней недополучают от судоходных компаний края, работающих под удобными флагами, до $60 млн. «Раньше любимой отговоркой судовладельцев, нежелавших работать под российским флагом, было отсутствие закона, теперь закон есть, но он фактически не работает», — утверждает депутат. Аргумент о нежелании иностранных банков кредитовать покупку или постройку судов, предназначенных для работы под российским флагом, господин Шишкарев считает несерьезным. «При громадном росте спроса на перевозки, когда грузооборот только Новороссийского транспортного узла за год вырос на 60%, найдется немало российских банков, которые готовы дать деньги под те же проценты, расчитывая на такую ликвидную залоговую базу, как флот», — утверждает депутат. По словам Сергея Шишкарева, построение пароходствами управленческой схемы за рубежом имеет единственную цель — минимизировать влияние государства как одного из собственников на управление финансовыми потоками. Заставить же пароходства в обязательном порядке переводить суда под росссийский флаг власти не могут, так как существующий закон регулирует процесс перевода, но не мотивацию хозяйствующих субъектов.

Анна Перова, Краснодар

Источник — Коммерсант Юг, 27.03.2007-03-27

Вторник, 27 марта • Рубрика: В зеркале СМИ