Рубрика: В зеркале СМИ

Трубы поставлены на поток

На Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ) состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы по транспорту, посвящённое совершенствованию законодательной базы в области трубопроводного транспорта.

Продукция трубопрокатной отрасли — это трубы для масштабных энергетических проектов: «Северный поток» и «Южный поток», проекты Сахалина, Штокмановского месторождения, ВСТО. Помимо этого, как отметил глава Комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарёв, 53 процента наших трубопроводов изношены, а 11 процентов эксплуатируются при низком давлении из-за коррозионных трещин. Так что потребность в трубах стабильно высока. 2009 год выдался для трубопрокатчиков нелёгким. Перебои с поставкой листа с металлургических заводов привели к простоям или даже к остановке предприятий. А тут ещё ряд стран ввели ограничения на поставку труб из России.

Надо сказать, что стабильность в отрасли во многом удалось сохранить благодаря взвешенной политике государства и инновационной ориентированности отрасли. Все трубопрокатные компании были включены в список системообразующих и получили господдержку. В результате были созданы мощнейшие производственные группы, объединяющие предприятия всего производственного цикла — от металлургов до трубопрокатчиков. Результат не заставил себя ждать: инвестиционная привлекательность отрасли поднялась в разы. Сегодня на каждую тонну продукции приходится 200 долларов инвестиций. Это самый высокий показатель в стране.

Разговор с парламентариями был продолжен в Законодательном собрании города. Участники говорили о том, как на законодательном уровне помочь развитию комплексных инновационных проектов в трубопроводной отрасли. «Сегодня по уровню модернизации отечественная трубная отрасль обгоняет другие страны, включая Европу и Китай. 40 процентов продукции трубопроката изготавливается на самом современном оборудовании», — отметил Сергей Шишкарёв, добавив, что очень важно не потерять разбег, который взяла отрасль. А для этого нужны совместные шаги как государства, так и руководителей предприятий.

Трубопрокатчики почивать на лаврах не намерены — борьба на рынке жёсткая. По словам Александра Чумакова, заместителя директора, НО «Фонд развития трубной промышленности», благоприятная для нас конъюнктура рынка может внезапно измениться, если Китай усилит натиск и поставки труб из этой страны будут увеличены. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что китайские производители труб намного ближе (не более 2 тысяч километров) к строящимся ниткам трубопроводов, чем наши. А тут ещё тарифная политика наших железнодорожников, по словам Александра Чумакова, оказалась на руку конкурентам. Цифры говорят сами за себя. Если сравнить транспортные тарифы Китая, Японии и России, то в Китае перевозка тонны металлопроката на расстояние 500 километров обойдётся в 10 долларов, в Японии — в двадцать, а в России — в сто долларов!

Немало замечаний было высказано участниками и по поводу действующего законодательства, которое ещё недостаточно защищает производителя. Так, трубопрокатчиков всерьёз беспокоит ситуация с введением правил Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Границы пройдут по внешнему периметру этих стран, между тем никакого решения в отношении распространения на эту территорию защитных мер, действующих в России, пока нет. В связи с этим может возникнуть угроза ввоза трубной продукции, прежде всего с Украины, без уплаты антидемпинговых пошлин. «Безусловно, законодательство предстоит дорабатывать в плане мер защиты отечественного производителя, развивающего инновационные проекты. Идёт работа над законом „О магистральном трубопроводном транспорте“ и законом о безопасности магистральных трубопроводов. Недостаточно проработаны пока на законодательном уровне и вопросы частно-государственного партнёрства. Однако уже сейчас необходимо, чтобы государство принимало меры прямого действия по развитию инновационных проектов в отрасли. Такими мерами могут стать совершенствование таможенно-тарифного регулирования, а также введение для предприятий гарантированного заказа», — считает член Комитета Государственной Думы по транспорту Анатолий Лисицын.

Вопросов кадрового обеспечения нового производства участники совещания коснулись лишь вскользь. Между тем, как удалось выяснить из разговора с руководством ЧТПЗ, проблема эта стоит очень остро.

Существовавшая ранее система профтехобразования разрушена, и руководство делает ставку на обучение рабочих, уже имеющих опыт работы на подобных производствах. Между тем у инновационных производств есть будущее только в том случае, если будут приходить молодые специалисты. Во время поездок по городу мы смогли наблюдать достаточное количество незанятых молодых людей. И их вовлечение в производство смогло бы и социальный климат в городе оздоровить, да и криминогенную обстановку улучшить. Впрочем, это задача не только руководства ЧТПЗ, но и местной и федеральной исполнительной власти. Совещание в Челябинске — лишь начало важного разговора не только о поддержке конкретного предприятия, и даже не трубопроводной отрасли в целом, сколько о создании условий для того, чтобы подобные инновационные проекты развивались и в других отраслях. Именно об этом идёт речь в рекомендациях, адресованных Правительству РФ. Опыт челябинских трубопрокатчиков свою жизнеспособность доказал, но его ещё предстоит научиться применять повсеместно.

Источник: Парламентская газета

Пятница, 16 апреля • Рубрика: В зеркале СМИ