Рубрика: В зеркале СМИ

«Техосмотр пройден»

«Специальный репортаж»: фильм Ольги Мещеряковой

В России в третий раз пытаются передать техосмотр автомобилей от ГИБДД к частным структурам. Предыдущие две попытки провалились. Речь идёт о больших деньгах. По статистике, 60% автовладельцев покупают техосмотр. Люди утверждают, что на это их толкают драконовские меры государственного техосмотра.

На запрос «получить талон техосмотра» в поисковике находится 327 тысяч страниц совпадений. «Купить талон» — 255 тысяч. Частные фирмы открыто предлагают государственную услугу. И даже предупреждают: остерегайтесь фальшивок!

[podcast format=»video»]http://pics.vesti.ru/v/267006.flv[/podcast]

— Что нужно, помочь? Деньги будете платить — помогу. Проблем нет. Могу даже без машины сделать, — говорит продавец. Беседа с ним записывается скрытой камерой.
— А дорого стоит? 

— Четыре тысячи. 

— Долго? 

— За 15 минут могу сделать. Поедем и сделаю. К начальнику вас отвезу. 

— Нормально сделаете? 

— Конечно. Федеральная служба. Законно все. Официально. Все в компьютере будет.

Криминальный бизнес налажен. 60% автолюбителей получают талон «в объезд» государственного техосмотра. Вот что пишут в блогах:

«Техосмотр проходил, сидел и ждал талончик. Рядом парнишка на новом „мерине“ ругался с техниками. Завернули по причине отсутствия задних брызговиков».

«Все оказалось исправно, кроме просроченных лекарств в аптечке и небольшого люфта в наконечнике дополнительного рычага задней подвески. Техосмотр не пройден».

«Мне столько „косяков“ нашли… Я понял: просто так ТО с первого раза не пройдешь, а чем тратить нервные клетки и время, лучше заплати и спи спокойно».

Промышленная зона, ржавые ворота без опознавательных знаков. Скромный указатель. Пункт государственного техосмотра в двух шагах, но его мы не сразу нашли. Разбитый путь к цели преградила фура, забуксовавшая у ворот соседнего автосервиса, и собрала очередь. Пока пытались разъехаться, станция закрылась на обед.

До ближайшего государственного пункта — пять километров по пробкам. На северо-востоке Москвы почему-то сосредоточилась вся столичная Госавтоинспекция. Южнее Волгоградского проспекта станций МОТОТРЭР ГИБДД не обнаружено. Зато нашлись «аккредитованные» — полсотни частных автофирм, разных форм собственности. Но с теми же разбитыми подъездами, обеденными перерывами и офицером ГИБДД.

«Мы сегодня имеем право говорить о том, что по большому счету техосмотром занимаются коммерсанты. Речь идет о том, чтобы передать из одних коммерческих структур в другие коммерческие структуры», — считает Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.

— Долго стоите? — спрашиваем водителей.

— Да уже два часа. До конца рабочего дня надеюсь пройти.

— А когда заканчивают?

— Часов в шесть. 

— Все потому что отношение такое.

Очередь на линию, осмотр автослесаря, потом автоинспектора, а до этого еще медкомиссия — и «честный» талон на лобовом стекле. Со всеми ожиданиями на процедуру техосмотра уйдет целый день. Это если с машиной все в порядке.

«Проверка по всем базам: на угон, по розыску водителя. Ну и, конечно, проверка технического состояния самого автомобиля», — объясняет Валерий Жигарев, старший госинспектор 2-го отделения МОТОТРЭР ГИБДД УВД по СВАО Москвы.

Похоже, техническое состояние для инспекторов не приоритет. Проверяют автомобили на техпригодность, чтобы «пробивать» на угон. Однако офицер не ответил на вопрос, много ли нашли угонщиков.

«По статистике, угнанные автомашины на 99% отлавливаются на стадии регистрации авто, а не на стадии технического осмотра», — отвечает Андрей Шаров, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ.

Тогда зачем ГИБДД «непрофильная функция»? Следить за состоянием российского автопарка? Не главное. Разыскивать угнанные машины? Один процент отчетность не сделает.

2006 год. Интернет пестрит сообщениями о том, что техосмотр отдадут в частные руки. Ссылки идут на Комитет Госдумы по собственности. Депутаты обещают рассмотреть закон к 1 ноября. Но ни к ноябрю, ни после ноября в повестке нижней палаты законопроект так и не появился. Весной 2009 года все повторяется: заголовки — слухи — тишина. Теперь — третья попытка.

«60% автомобилей, которые не проходят техосмотр — это же некий финансовый рынок, это же оборот финансовых средств, который сегодня, к сожалению, оседает в карманах тех, кто сегодня должен осуществлять ТО. Поэтому прямого антилоббирования, типа „не забирайте деньги, гаишники имеют дополнительный доход“ — такого нет. Находятся завуалированные формы, они выступают на различных совещаниях, говорят о том, что на сегодня рынок не готов», — рассказывает Сергей Шишкарев, председатель Комитета Госдумы по транспорту.

Указ президента — лишить МВД «непрофильных функций». Правда, одна функция — контролировать процесс техосмотра — все же останется. Как именно контролировать, определит новый закон. Ясно одно, что милиция потеряет часть полномочий.

«Гражданину не придется посещать Госавтоинспекцию. Реализуется принцип так называемого одного окна. Каких-либо контактов с сотрудниками Госавтоинспекции в рамках проведения гостехосмотра не будет», — говорит Сергей Фомочкин, начальник отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

Узкая тропинка во дворе автосервиса. Идем след в след, чтоб не увязнуть. Еще шаг — и мы на месте. Металлолом в сугробе — это оборудование для техосмотра. «Просто нет возможности хранить в другом месте. Надеемся, что оно будет востребовано и установлено», — говорят нам.

Надеются и автосервисы, и автодилеры. Немецкая компания, где продают недешевые иномарки, уже потратила десятки тысяч евро на спецоборудование ради «копеечной» по деловым меркам услуги. Торговец объясняет: чтобы разобраться в состоянии такого автомобиля, нужно точно знать, как он устроен.

«Посмотрите, какая сложная машина, сколько в ней электронных систем. Для ее проверки потребуются специалисты и очень точные приборы. К сожалению, в России гибнет много людей на дорогах. Причина этого — недостаточно квалифицированное обслуживание автомобилей», — объясняет Ян Витт, вице-президент ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».

Оказалось, что государственный интерес находится в гармонии с частным. Техосмотр, конечно, это малодоходное предприятие. А вот доводка машины до технической нормы — большие деньги. В кулуарах и кабинетах разгораются жаркие споры. Госдума готова доверить частникам всю процедуру ТО. Министерство экономики, где пишут свой вариант закона, предлагает разделить полномочия. Осмотр отдельно, ремонт отдельно.

«Мы не должны закладывать конфликт интересов, то есть разрешать совмещение функций ремонта и ТО, иначе вы техосмотр никогда не пройдете», — считает Андрей Шаров, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ.

«Любой автосервис скажет, что, например, у вас подтекает масло из солнцезащитного козырька. А я не большой специалист в этом, я могу смело поверить. И пока вы не замените солнцезащитный козырек, мы вам не дадим талончик ТО или не подтвердим техническую исправность вашего автомобиля. Я вас уверяю: все карданные валы, которые завалялись на складе, все аккумуляторы сверх нормы — будут установлены на ваш автомобиль за ваши деньги», — объясняет Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.

Вот только честный талон еще не гарантия технической исправности автомобиля. Проблема даже не в том, что «левый бизнес» и коррупция. За качество техосмотра автослесари с инспекторами не в ответе.

«Выдали талон, не выдали — совершенно все равно, если автомобиль разобьется через две минуты после того, как выехал из ворот пункта технического контроля, так как у него отказали тормоза. Люди, которые выдали талоны, по закону никак не отвечают», — говорит Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала «За рулем».

Отвечать по закону, если его примут, придется частным фирмам, точнее, объединению частников. «Саморегулируемой» организации, как ее назвали разработчики проекта. Автолюбителям предоставят право требовать с этой структуры денег, если причиной аварии стала не замеченная во время ТО поломка. Останется только доказать ошибку контролера.

Понедельник, 12 апреля • Рубрика: В зеркале СМИ