Рубрика: В зеркале СМИ

Ситуация у нас уникальна:

Комитет Государственной Думы по транспорту считает неудовлетворительной ситуацию, связанную с состоянием и перспективами развития метрополитена в России, в особенности в сфере финансирования.

«Ситуация у нас уникальна: у государства имеются огромные средства, однако на действительно важный национальный стратегический инфраструктурный проект развития метрополитена эти средства не направляются в необходимых объемах», — заявил в четверг 17 апреля на организованном думским Комитетом по транспорту заседании «круглого стола» по проблемам метрополитена в России председатель комитета, член Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Шишкарев.

Он напомнил, что по Конституции Российская Федерация — социальное государство. «Сегодня мы говорим о выполнении одного из ключевых транспортных социальных обязательств государства — обеспечении мобильности населения, доступности транспортных услуг для наших граждан», — подчеркнул председатель комитета.

Сергей Шишкарев назвал метрополитен важнейшим видом общественного пассажирского транспорта, который практически не имеет альтернативы в мегаполисах. В Москве метрополитеном перевозится более 50% пассажиропотока, а всего за год — более 3 миллиардов пассажиров. При этом многие станции московского метрополитена являются уникальными памятниками художественно-исторического значения. В целом по России семь действующих метрополитенов перевозят за год порядка 4,2 миллиардов пассажиров. Это более чем в два раза превышает годовой объем пассажирских перевозок всей сетью железных дорог страны.

Сергей Шишкарев пообещал обратить внимание правительства страны на то, что сегодня нет единого органа исполнительной власти, который бы обеспечивал реализацию единой государственной политики в области метростроения, работы метрополитена.

«На пленарном заседании Государственной Думы я от имени депутатов обращусь к министру транспорта и к правительству России о недопустимости исключения раздела подпрограммы по метрополитену из ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», — заявил председатель комитета.

«Отсюда проистекает важнейшая на наш взгляд проблема, тормозящая развитие метрополитенов — это хроническое недофинансирование, во многом связанное с отсутствием представления о разумном балансе между федеральным и местным источниками финансирования», — сказал Сергей Шишкарев. Еще одной проблемой, тормозящей развитие метрополитенов, он назвал отсутствие базового нормативно-правового регулирования, которое позволило бы определить чёткие «правила игры» для всех участников процесса — федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, заказчиков и операторов перевозок, инвесторов и подрядчиков и, что самое главное — пассажиров.

«Более того, метрополитен — единственный вид транспорта, в котором вообще отсутствует законодательное регулирование и связанное с ним закрепление основных понятий», — отметил председатель Комитета.

Он подчеркнул необходимость создания рабочей группы для подготовки законопроекта по вопросам метрополитена, в котором должны найти отражение все, поднятые на «круглом столе» вопросы. «Мы должны подготовить этот документ уже в этом году», — сказал Сергей Шишкарев.

Как член Генерального совета «Единой России» Сергей Шишкарев отметил, что предложит руководству партии взять под свой контроль вопрос развития метрополитена, поскольку эта сфера транспорта несет особую социальную нагрузку. Он напомнил, что одним из успешно реализуемых «Единой Россией» проектов является партийный проект «Транспорт объединяет Россию».

Сергей Шишкарев подчеркнул, что профильный комитет Государственной Думы всегда рассматривал метрополитен как один из приоритетных видов транспорта. Не без участия Комитета в федеральном бюджете появилась строка «Метростроение», а суммы, фигурирующие там, возросли с сотен миллионов до десятков миллиардов рублей. «Однако многие из принятых решений еще далеки от выполнения, а темпы решения проблем метрополитенов абсолютно не соответствуют темпам нарастания транспортных проблем», — сказал Сергей Шишкарев.

В заседании «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы, представители метростроителей, эксплуатирующих организаций, федеральных и региональных органов исполнительной и законодательных властей 11 мегаполисов, где эксплуатируются или строятся линии метро.

Все участники отметили, что мероприятие такого масштаба, посвященное проблемам метрополитенов, проводится в стенах Государственной Думы впервые.

С докладами выступили заместитель министра транспорта Евгений Москвичев, временно исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан Лушников, начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев и другие.

Большинство участников заседания критиковали позицию Минфина и Минпромэнерго, которые, по мнению выступавших, уходят от вопросов финансирования метрополитенов.

Прозвучали предложения добиться увеличения доли государственной поддержки при строительстве метрополитенов до 50%. Некоторые из выступавших предлагали строительство метрополитенов полностью финансировать за счет федерального бюджета, а расходы по эксплуатации передать муниципалитетам.

Пятница, 18 апреля • Рубрика: В зеркале СМИ